![]() | |||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||
НАЛОГИ В УКРАИНЕ. АНАЛИТИКА . КОММЕНТАРИИ от УБК. Ваши пожелания по содержанию этого раздела сайта присылайте по эл.почте: Правильных Вам решений и успехов в бизнесе! ________________________________________________ Раздел в стадии разработки. Следите за обновлениями ________________________________________________ |
| ||||||||||||||
| | | |||||||||||||
Сорок Рекомендаций Группы из разработки финансовых мероприятий борьбы с отмыванием денег (FATF)
(УКРАИНА с 27.02.2019 г. исключена из "черного" списка FATF) Вступление Методы и способы отмывания денег изменяются соответственно развитию контрмер. Последними годами Группа из разработки финансовых мероприятий борьбы с отмыванием денег (FATF)1 проявляла все более более сложные комбинации способов, в частности такие, как активизация использования юридических лиц для сокрытия настоящей собственности и контроля за доходами, полученными преступным путем, и активизация использования профессионалов для предоставления консультаций и содействия в отмывании криминальных доходов. Эти факторы, которые объединяются с опытом, приобретенным в странах и на территориях, которые не сотрудничают в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также ряд национальных и международных инициатив обусловили просмотр и проверку Сорок Рекомендаций FATF с целью усиления противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в новых условиях. Ныне FATF призывает все страны принять необходимые меры для приведения их национальных систем относительно борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма в соответствие с новыми рекомендациями FATF и эффективного их осуществление. _______________ FATF - межправительственный орган, который определяет стандарты и разрабатывает политику с целью борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. На сегодня к его составу входит 33 члены: 31 страна и 1 правительство, 2 международные организации, а также свыше 20 наблюдателей: 5 региональных органов FATF и большее как 15 других международных организаций или органов. Перечень всех членов и наблюдателей можно найти на сайті: http://www.fatf-gafi.org/members_en.htm. Процесс просмотра Сорок Рекомендаций, что проводился с целью вышеупомянутой проверки, был широким, открытой для членов FATF, не членов этой организации, наблюдателей, финансового и інших секторов заинтересованных сторон. Этот консультационный процесс дал возможность накопить большой объем информации, которую было полностью учтено в процессе просмотра. Пересмотренные Сорок Рекомендаций применяются не только к отмыванию денег, а и к финансированию терроризма, и вместе с Восьмью Специальными Рекомендациями из борьбы с финансированием терроризма создают расширенную, исчерпывающую и последовательную структуру мероприятий в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. FATF признает, что страны имеют разные правовые и финансовые системы, а итак, не могут принимать идентичные меры для достижения общей цели, в особенности что касается деталей. Поэтому Рекомендациями устанавливается минимум стандартов для имплементации решения соответственно условиям страны и конституционных рамок. Рекомендациями охватываются все мероприятия, которые должны употребляться в границах системы криминальной юстиции и регулятивной системы, а также превентивные меры по финансовым учреждениям иd некоторых других предприятий и сфер деятельности, а также в сфере международного сотрудничества. Базовые Сорок Рекомендаций FATF были разработаны в 1990 году как инициатива относительно борьбы с противоправным использованием финансовых систем лицами, которые отмывают деньги, полученные от реализации наркотиков. В 1996 году Рекомендации впервые были пересмотрены с целью отображения типов отмывание денег, которые изменяются. Сорок Рекомендаций в редакции 1996 года ( 1124-2001-п ) были одобрены более как 130 странами и есть международным стандартом в сфере борьбы с отмыванием денег. В октябре 2001 года FATF распространила свой мандат на вопрос финансирования терроризма и сделала важный шаг, подготовив Восемь Специальных Рекомендаций относительно борьбы с финансированием терроризма. Эти Рекомендации содержат комплекс мероприятий, целью которых есть противодействие финансированию террористических актов и террористических организаций, и дополняют Сорок Рекомендаций2. ______________ Сорок Рекомендаций и Восемь Специальных Рекомендаций FATF были признаны Международным валютным фондом и Мировым банком как международные стандарты борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Основным элементом в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма есть необходимость мониторинга систем стран на предмет их соответствия требованиям международных стандартов. Взаимная оценка, проведенная FATF и соответствующими региональными организациями относительно разработки финансовых мероприятий борьбы с отмыванием денег, а также оценки, проведенные Международным валютным фондом и Мировым банком, есть чрезвычайно необходимым механизмом обеспечения эффективной имплементации Рекомендаций FATF всеми странами. A. Правовые системы Содержание криминального преступления "отмывание денег" 1. Страны должны установить уголовное преследование за отмывание денег на основе Конвенции ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. ( 995_096 ) (Венская конвенция) и Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. ( 995_789 ) (Палермська конвенция). Страны должны применять понятие преступления "отмывание денег" к всем серьезным преступлениям с целью охвата по возможности более широкому спектру предикативных преступлений. Предикативные преступления могут описываться путем ссылки на все преступления ли на порога, связанный с категорией серьезных преступлений или с таким видом наказания, как заключение, установленное за предикативное преступление (пороговий подход), на ли перечень предикативных преступлений, или путем объединения этих подходов. Если страны применяют пороговий подход, предикативные преступления должны по крайней мере включать в себя все преступления, которые считаются серьезными соответственно своему национальному законодательству, или включать в себя преступления, которые наказываются таким максимальным наказанием, как лишение свободы сроком более как один год, или для тех стран, которые имеют минимального порога для преступлений, установленный правовой системой, предикативные преступления должны включать в себя все преступления, которые наказываются таким минимальным наказанием, как лишение свободы сроком более как на шесть месяцев. Независимо от того, какой подход применяется к установлению предикативных преступлений, каждая страна должна по крайней мере включить к ним номенклатуру преступлений в рамках любой из определенных категорий преступлений3. _______________ 3 Див. срок "определенные категории преступлений" в Словаре. Предикативными преступлениями для целей отмывания денег считается также действие, которое имело место в другой стране, есть преступлением в такой стране и которое считалось бы предикативным преступлением, если бы оно имело место в стране. Страны могут предусмотреть, что единым условием есть то, что такое действие считалось бы предикативным преступлением, если бы оно имело место в стране. Страны могут предусмотреть, что понятие преступления "отмывание денег" не применяется к лицам, которые совершило предикативное преступление, если этого требуют фундаментальные принципы их внутригосударственного законодательства. 2. Страны должны обеспечить: a) намерение и сведения, которые требуются для доведения факта преступления "отмывание денег", должны отвечать стандартам, установленным Палермською ( 995_789 ) и Венской ( 995_096 ) конвенциями, включая концепцию, что такое психическое состояние может устанавливаться за объективными фактическими обстоятельствами; b) уголовная ответственность, а там, где это невозможно, гражданская и административная ответственность, должна распространяться на юридические лица. Это не должно препятствовать параллельному криминальному, гражданскому или административному преследованию юридических лиц в странах, где существуют такие формы ответственности. К юридическим лицам могут применяться эффективные, пропорциональные и убедительные санкции. Такие мероприятия не должны влиять на уголовную ответственность физических лиц. Временные мероприятия и конфискация 3. Страны должны принять меры, аналогичных приведенным в Венской ( 995_096 ) и Палермській ( 995_789 ) конвенциях, включая законодательные, которые могут быть необходимыми для предоставления компетентным органам этих стран полномочия на конфискацию отмытой собственности, доходов, полученных в результате преступных действий из отмывания денег или предикативного преступления, средств, которые использовались или существовал намерение их использования для совершения этих преступлений, или имущества соответствующей стоимости, при условии, которое не поднимается право добровольной помощи третьих лиц. К таким мероприятиям необходимо включить полномочия на: a) установление, выявление и оценку имущества, которое подлежит конфискации; b) осуществление временных мероприятий, таких как замораживание и арест для предотвращения любым операциям с имуществом, его передачей или лишением от него; c) осуществление мероприятий, которые предотвращают или аннулируют действия, которые влияют на способность государства получать собственность, которое подлежит конфискации; d) осуществление любых соответствующих мероприятий из расследования. Страны могут рассмотреть возможность употребления мероприятий, которыми разрешается конфискация таких доходов или средств без криминального осуждения или которыми требуется от правонарушителя подтвердить законное происхождение собственности, которая иначе подлежит конфискации, той мерой, насколько это отвечает принципам их национального законодательства. B. Мероприятия, которые должны употребляться финансовыми учреждениями и предприятиями в нефинансовых сферах деятельности для предотвращение отмыванию денег и финансирование терроризма 4. Страны обеспечивают, чтобы законы о сохранении финансовыми учреждениями тайны не препятствовали выполнению рекомендаций FATF. Правила осмотрительности относительно клиентов и ведения учета 5. Финансовые учреждения не должны открывать анонимные счета или счета на явным образом фиктивные имена. Финансовые учреждения должны относиться к клиентам с осмотрительностью, включая идентификацию и проверку лица клиентов в случае: установление делового отношения; проведение отдельных операций: (и) что превышают соответствующего определенного порога, или (ii) денежных переводов за обстоятельств, описанных в Объяснительной записке к Специальной Рекомендации 7; существование подозрения в отмывании денег или финансировании терроризма или сомнений финансового учреждения в достоверности или достаточност предварительно полученной информации об идентификации клиента. Правила осмотрительности относительно клиентов (ПОК), которых следует придерживаться: a) идентификация клиента и проверка лица клиента с использованием надежных документов, данных или информации, полученных из независимых источников4; _______________ 4 Надежные документы, данные или информация, полученные из независимых источников, дальше в тексте называются "идентификационные данные". * К рекомендациям, обозначенных знаком "*", даются объяснительные примечания. b) определение вигодоодержувача и употребление соответствующих мер по проверке его лица таким образом, чтобы финансовое учреждение было убеждено в том, что она знает, кто есть вигодоодержувачем. Для юридических лиц и организаций финансовые учреждения должны принимать умные меры для выявления собственника и руководящей структуры клиента; c) получение информации о цели и предусмотренной природе делового отношения; d) употребление постоянных мероприятий осмотрительности относительно делового отношения и наблюдения за операциями, которые происходят в процессе таких отношений с целью обеспечения соответствия операций, которые проводятся, имеющейся в учреждении информации о клиенте, его бизнес и характер риска, включая в случае необходимости источника средства. Финансовые учреждения должны применять каждый из мероприятий ПОК, определенных в пунктах "a" - "d", но могут определять, в какой мере их применять в зависимости от степени риска, связанного с типом клиента, делового отношения и операций. Мероприятия, которые применяются, должны отвечать любым рекомендациям компетентных органов. К категории операций с высоким риском финансовые учреждения применяют более жесткие правила осмотрительности. За определенных обстоятельств страны могут решить, чтобы финансовые учреждения применяли сокращенные или упрощенные мероприятия к операциям с низким риском их использования с целью отмывания денег. Финансовые учреждения должны проверить лицо клиента и вигодоодержувача к или во время установления делового отношения или проведение операций для непостоянных клиентов. Страны могут разрешать финансовым учреждениям проводить проверку после установления делового отношения тогда, если это уместно с точки зрения целесообразности, в случаях, если риски отмывания денег эффективно контролируются и если это необходимо, чтобы не препятствовать нормальному ведению бизнеса. Если финансовое учреждение не может выполнять требования пунктов "a" - "c", она должна отказать в открытии счета, начинании делового отношения или осуществимые операции или прекратить деловое отношение и рассмотреть вопрос о возможности сообщения о сомнительной операции относительно такого клиента. Эти требования применяются к всем новым клиентам, хотя финансовые учреждения применяют их также к существующим клиентам исходя из значимости и риска и должны своевременно применять правила осмотрительности к таким отношениям. 6. Финансовые учреждения должны в дополнение к обычным правилам осмотрительности относительно политических деятелей: a) создать соответствующую систему управления рисками с целью определения, каких лиц относить к политическим деятелям; b) получить одобрение высшего руководства на установление делового отношения с такими клиентами; c) принимать меры для определения источников обогащения и источников финансирование; d) проводить постоянный мониторинг делового отношения. 7. Финансовые учреждения должны относительно заграничных корреспондентских банковских услуг и других подобных отношений в дополнение к обычным правилам осмотрительности: a) собирать достаточную информацию о учреждении-респонденте для полное понимание характера ее деятельности и определить с помощью доступной для общественности информации репутацию учреждения и качество осуществления надзора, включая информацию относительно того, было ли учреждение предметом расследования или акцией регулятивного органа по вопросам отмывания денег или финансирование терроризма; b) оценивать качество контроля учреждения-респондента за отмыванием денег и финансированием терроризма; c) получить одобрение высшего руководства перед установлением новых корреспондентских отношений; d) документировать соответствующие полномочия каждого учреждения; e) относительно "платежей за счетами" убедиться, что банк-респондент проверил лицо и применил правила осмотрительности к клиенту путем прямого доступа к счетам корреспондента и способный предоставить соответствующую информацию относительно идентификации клиента на запрос банка-корреспондента. 8. Финансовые учреждения должны уделять особое внимание угрозе проведение операций по отмыванию денег, которое появляется вследствие появления и разработки новых технологий, которые могут оказывать содействие анонимности, и должны в случае необходимости осуществлять мероприятия, направленные на предотвращение их использованию в схемах отмывания денег. В частности, от финансовых учреждений необходимо требовать осуществления процедур и политики, направленных на отдельные риски, связанные с деловым отношением или операциями, которые происходят не непосредственно. 9. Страны могут разрешить финансовым учреждениям поручать посредникам или другим третьим сторонам применять ПОК в соответствии с пунктами "a" - "c" или проводить деятельность при условии, которые придерживаются приведенные ниже критерии. Если такое разрешается, окончательная ответственность за определение и проверку лица клиента лежит на финансовом учреждении, которое дает такие поручения третьей стороне. Критерии, которых необходимо придерживаться: a) финансовое учреждение, полагаясь на третью сторону, должна сразу получить необходимую информацию относительно пунктов "a" - "c" ПОК. Финансовые учреждения должны принять соответствующие меры, чтобы убедиться, что копии идентификационной информации и другая соответствующая документация относительно требований ПОК будет предоставляться третьей стороной на запрос без промедления; b) финансовое учреждение должно убедиться, что третья сторона подпадает под регулирование и надзор и принимает меры с целью соблюдения требований ПОК соответственно Рекомендациям 5 и 10. Каждая страна самая определяет, в каких странах может находиться третья сторона, которая удовлетворяет установленным условиям, на основании имеющейся информации о странах, которые не применяют или неадекватно применяют Рекомендации FATF. 10. Финансовые учреждения должны сохранять на протяжении пяты лет все необходимые учетные документы относительно внутренних и международных операций, на основе которых они будут иметь возможность оперативно отвечать на запросы об информации, которые поступают от компетентных органов. Объем этих документов должен быть достаточным для того, чтобы проследить ход отдельной операции (включая суммы и тип валюты, если такое имело место) и таким образом в случае необходимости предоставлять правоохранительным органам доказательства относительно преследования лиц, которые звинувачуються в криминальных действиях. От финансовых учреждений необходимо требовать сохранения документов, которые касаются идентификационного данных, полученных вследствие применения ПОК относительно клиентов (например копии идентификационных документов - паспортов, удостоверений личности, водительских прав или аналогичных документов), учетных документов за банковскими счетами и деловой корреспонденции на протяжении не менее чем пяты лет после прекращения делового отношения. идентификационных данные и данные об операциях предоставляются внутренним компетентным органам страны, которые имеют соответствующие полномочия. 11. Финансовые учреждения должны обращать особое внимание на все складни, чрезвычайно большие операции, на все непривычные схемы проведения операций, где нельзя проследить очевидную экономическую или законную конечную цель. Необходимо проверять насколько это возможно содержание и цели таких операций и полученные выводы оформлять в письменной форме, чтобы компетентные органы и аудиторы могли ними пользоваться. 12. Требования ПОК и требования относительно ведения учета, изложенные в Рекомендациях 5, 6 и 8-11, применяются к определенным нефинансовым предприятиям иd сфер деятельности в таких случаях: a) к казино - если клиенты задействованы в финансовых операциях, которые осуществляются на сумму, которая равняется соответствующему установленному порогу или превышает его; b) к агентам по вопросам недвижимости - если они задействованы в финансовых операциях своих клиентов относительно купли или продажи недвижимости; c) к торговцам драгоценными металлами и драгоценным камнем - если они привлечены к любой операции с наличной, которая осуществляется на сумму, которая равняется соответствующему установленному порогу или превышает его; d) к юристам, нотариусов, других независимых профессионалов в правовой сфере, бухгалтеров, если они подают помощь в планировании или осуществимые операций для своего клиента относительно таких действий: купли - продажи недвижимости; управление деньгами, ценными бумагами или другими активами клиента; управление банковским, сберегательным счетом или счетом с ценными бумагами; организации осуществления взносов для создания, деятельности или управление компаниями; создание, деятельности или управление юридическими лицами или компаниями, а также купли и продажи объектов предпринимательской деятельности; e) к трастам иd посредников, которые предоставляют услуги компаниям, если они осуществляют финансовые операции для клиента относительно видов деятельности, указанных в Словаре. Сообщение о подозрительных операциях и соответствии требованиям 13. Если финансовое учреждение подозревает или имеет достаточные основания подозревать, что средство есть результатом криминальной деятельности или связанные с финансированием терроризма, необходимо установить требование (непосредственно в законодательстве или в подзаконном акте) относительно немедленного сообщения о своих подозрениях подраздела финансового разыскания (ПФР). 14. Финансовым учреждениям, их руководителям, должностным лицам и работникам необходимо: a) предоставлять определенная нормативными актами юридическая защита от криминальной или гражданской ответственности в связи с нарушением любых ограничений относительно раскрытия информации, обусловленных контрактом или любыми законодательными, нормативными или административными положениями, если они добросовестно доказывают свои подозрения к известная подразделу финансового разыскания, даже при условии, что они не знали точно, с какими именно криминальными действиями связанная операция, а также независимо от того, такие ли криминальные действия на самом деле имели место; b) запретить согласно закону разглашения факта сообщение ПФР о подозрительной операции или связанную с этим информацию. 15. Финансовые учреждения разрабатывают программы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Эти программы должны предусматривать: a) формирование внутренней политики, разработка процедур и рычагов контроля, включая возложения функций относительно обеспечения такого контроля на лица из числа руководителей, а также осуществление адекватных процедур проверки для того, чтобы убедиться в полном соответствии лица, которое принимается на работу к учреждению, установленным требованиям; b) постоянную организацию программ подготовки служащих; c) мероприятия аудиторского характера с целью проверки системы работы учреждения. 16. Требования, определенные в Рекомендациях 13-15 и 21, применяются к всем определенным нефинансовым предприятиям иd сфер деятельности в таких случаях: a) юристы, нотариусы, другие независимые специалисты в правовой сфере и бухгалтеры должны сообщать о подозрительных операциях, если они задействованы в финансовой операции от лица или по доверенности клиента, относительно деятельности, определенной в пункте "d" Рекомендации 12. Странам рекомендуется распространять требования относительно сообщения и на другие профессиональные занятия бухгалтеров, включая аудит; b) торговцы драгоценными металлами и драгоценным камнем должны сообщать о подозрительных операциях, если они осуществляют любые операции с денежной наличностью с клиентами на сумму, которая равняется или превышает соответствующий определенный порог; c) трасты и посредники, которые предоставляют услуги компаниям, должны сообщать о подозрительных операциях, если от лица или по доверенности клиента они задействованы в операции относительно деятельности, определенной в пункте "e" Рекомендации 12. От юристов, нотариусов, других независимых специалистов в правовой сфере и бухгалтеров, которые проводят независимую профессиональную деятельность, не требуется сообщать о своих подозрениях, если соответствующая информация была получена за обстоятельств, если они должны обеспечивать охрану служебной тайны, или благодаря правовым профессиональным преимуществам. другие мероприятия предотвращения и противодействия операциям из легализации (отмывание) денег и финансированию терроризма 17. Страны должны обеспечить применение эффективных, адекватных и действенных санкций (криминальным, гражданские или административные) к физическим или юридическим лицам, которые не выполняют требований относительно борьбы с отмыванием денег или финансированием терроризма. 18. Страны не должны разрешать создание или продолжение работы банков-оболочек. Финансовым учреждениями следует отказываться от вступления в корреспондентские банковские отношения с банками-оболочками или от продолжения таких отношений. Финансовые учреждения должны также принимать предупредительные меры, чтобы избегать установления корреспондентских банковских отношений с иностранными финансовыми учреждениями, которые разрешают использование своих счетов банками-оболочками. 19. Страны должны рассмотреть возможность: a) осуществление мероприятий из выявления или отслеживание перевозок денежной наличности и оборотных денежно-кредитных документов на предъявителя через границы при условии выполнения жестких правил относительно надлежащего использования информации и недопущение любых ограничений свободы перемещения капиталов; b) применение и полезност системы, на основе что банки и прочие финансовые учреждения и посредники сообщали бы о всех внутренних и международных валютных операциях, сумма которых превышает определенный фиксированный порог, национальному центральному органу с компьютеризированной базой данных, которые могут предоставляться для расследования дел, связанных с отмыванием денег или финансированием терроризма, у распоряжения компетентных органов при условии выполнения жестких правил относительно надлежащего использования информации. 20. Страны должны рассмотреть возможность применения Рекомендаций FATF к другим предприятиям иd сфер деятельности, которые могут быть задействованы в отмывании денег или финансировании терроризма. Страны должны оказывать содействие общему дальнейшему усовершенствованию современных и надежных методов регулирования финансовых операций, которые могут использоваться для отмывания меньшей мерой. Мероприятия, которых следует употреблять относительно стран, которые не выполняют или недостаточно выполняют Рекомендации FATF 21. Финансовые учреждения должны уделять особое внимание деловым отношениям и операциям с лицами, в том числе компаниями и финансовыми учреждениями, из стран, где Рекомендации FATF не применяются или применяются недостаточной мерой. В каждом случае, если эти операции не имеют очевидной экономической или законной цели, основания и целые их проведение должны быть максимально тщательно проверены, полученная информация, зафиксированная в письменной форме, предоставляться для помощи компетентным органам. Если такая страна не применяет или применяет недостаточной мерой Рекомендации FATF, другие страны должны иметь возможность применять соответствующие контрмеры. 22. Финансовые учреждения должны обеспечить применение вышеупомянутых подходов также к работе своих отделений и заграничных дочерних компаний, в которых они владеют большинством акций, в особенности в тех странах, где эти Рекомендации не применяются или применяются недостаточной мерой, в тех границах, в которых это возможно учитывая местное законодательство и нормативные акты. В тех случаях, если применение этих Рекомендаций запрещен законодательством и нормативными актами такой страны, финансовые учреждения должны информировать компетентные органы той страны, где расположенное центральное отделение учреждения, о невозможности применения Рекомендаций FATF. Регулирование и надзор 23. Страны должны обеспечить адекватное регулирование деятельности финансовых учреждений и надзор за их деятельностью, а также эффективное внедрение этими учреждениями Рекомендаций FATF. Компетентные органы употребляют необходимых правовых или регулятивных мероприятий, чтобы предотвратить ситуации, если преступники или их партнеры становятся собственниками ли вигодоодержувачами значительной или контрольной части активов в финансовых учреждениях, или если они принимают участие в управлении финансовыми учреждениями. Относительно финансовых учреждений, которые подпадают под действие Основных принципов, необходимо применять с целью осмотрительности регулятивные и надзорные мероприятия, которые также связаны с борьбой с отмыванием денег, в таком порядке, как это делается для целей борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. другие финансовые учреждения должны получить лицензию, или быть зарегистрированными и подпадать под соответствующее регулирование, или быть объектом надзора в целях борьбы с отмыванием денег, учитывая на риск отмывания денег или финансирование терроризма в соответствующем секторе. Предприятия, которые предоставляют услуги из пересказывания денег или ценностей, обмена валюты или денег, должны по меньшей мере иметь лицензию или регистрироваться и быть объектом эффективной системы мониторинга с целью гарантирования соблюдение национальных требований в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. 24. К определенным нефинансовым предприятиям иd сфер деятельности должны применяться регулятивные и надзорные мероприятия, в частности: a) к казино - всеобъемлющий регулятивный и надзорный режим, который обеспечивает эффективное внедрение ними необходимых мероприятий противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, в том числе: казино должны иметь лицензию; компетентные органы должны употреблять необходимых правовых или регулятивных мер по предотвращению преобразованию преступников или их партнеров у собственников или вигодоодержувачів значительной или контрольной части активов, взятию участия в управлении или руководстве казино; компетентные органы должны обеспечить эффективный надзор за казино относительно соблюдения ними обязательств относительно борьбы с отмыванием денег; b) страны должны обеспечить, чтобы другие категории определенных нефинансовых предприятий и сфер деятельности были объектом эффективной системы мониторинга и обеспечить их соответствие требованиям в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Это должно обеспечиваться с учетом чувствительности к рискам иd может осуществляться исполнительной властью или соответствующей саморегулівною организацией, если такая организация может гарантировать, что ее члены выполняют свои обязательства относительно борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. 25. Компетентные органы должны разработать методические рекомендации и предоставлять информацию, которая поможет финансовым учреждениям и определенным нефинансовым предприятиям и сферам деятельности применять национальные мероприятия борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, в частности относительно выявления и сообщения о подозрительных операциях. C. институционные и прочие мероприятия, осуществление которых необходимое для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма Компетентные органы, их полномочие и ресурсы 26. Страны должны создать подразделы финансового разыскания, которые являются национальными центрами для получения (и, если это разрешен, запитую), анализа и передачи сообщений о подозрительных операциях и другой информации относительно потенциального отмывания денег или финансирования терроризма. Финансовое разыскание должно иметь доступ, непосредственный или неопосредствованный, на регулярной основе к финансовой, административной и правоохранительной информации, которое ей необходимая для надлежащего выполнения своих функций, включая анализ сообщений о подозрительных операциях. 27. Страны должны обеспечить ответственность, определенных правоохранительных органов за расследование относительно отмывания денег и финансирования терроризма. Странам рекомендуется поддерживать и совершенствовать насколько это возможно специальные технологии, пригодные для расследования отмывания денег, такая как контролируемая доставка, тайные операции и т.п.. Странам также рекомендуется использовать другие эффективные механизмы, такое как использование постоянных или временных групп, которые специализируются на расследовании активов, и общие расследования с соответствующими компетентными органами других стран. 28. Во время проведения расследований относительно отмывания денег и соответствующих предикативных преступлений компетентные органы должны иметь возможность получать документы и информацию для использования в таких расследованиях, судебном преследовании и связанных с этим действиях. Сюда необходимо включить полномочия на использование обязательных мер по получению документов, которые находятся в финансовых учреждениях и у других лиц, на обыск лиц и помещений и на наложение ареста и получение доказательств. 29. Органы, которые осуществляют надзор, должны иметь адекватные полномочия для проведения мониторинга соответствия финансовых учреждений требованиям относительно борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, включая проведения проверок. Этим органам должны быть предоставленные полномочия требовать от финансовых учреждений предоставления любой информации, которая имеет отношение к мониторингу такого соответствия, и накладывать адекватные административные санкции за несоответствие таким требованиям. 30. Страны должны предоставлять своим компетентным органам, задействованным в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, достаточные финансовые, человеческие и технические ресурсы. Страны должны установить процедуры, которые будут гарантировать добросовестное выполнение обязанностей персоналом таких органов. 31. Страны должны обеспечить наличие эффективных механизмов для сотрудничества органов, которые определяют политику подраздела финансового разыскания, правоохранительных органов и органов надзора, а также для координации в случае необходимости их деятельности в границах страны по вопросам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. 32. Страны должны предоставить своим компетентным органам возможность оценивать эффективность их систем борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма путем ведения всеохватывающей статистики по соответствующим вопросам, в частности относительно полученных и присланных сообщений о подозрительных операциях; о расследовании, преследовании и приговорах относительно отмывания денег и финансирования терроризма; про замороженную, арестованную и конфискованную собственность; про взаимную правовую помощь или другие международные запросы о сотрудничестве. Прозрачность юридических лиц и трастов 33. Страны должны принимать меры для предотвращения незаконному использованию юридических лиц в целях отмывания денег, а также обеспечить компетентным органам своевременное предоставление адекватной информации про вигодоодержувачів и контроль относительно юридических лиц или предоставления своевременного доступа к этой информации. В частности, страны, в которых юридические лица имеют право выпускать акции на предъявителя, должны принимать соответствующие меры для гарантирования того, что они не используются с целью отмывания денег, и должны быть способными доказать достаточность таких мероприятий. Страны могут рассмотреть целесообразность употребления мер по финансовым учреждениям, которые взяли на себя обязательства соответственно Рекомендации 5, относительно облегчения выявления вигодоодержувача и контроля. 34. Страны должны принимать меры для предотвращения незаконному использованию трастов с целью отмывания денег. В частности, страны должны обеспечить компетентным органам своевременное предоставление адекватной информации о трастах, в том числе об основателях, членах правления и вигодоодержувачів, или предоставление своевременного доступа к этой информации. Страны могут рассмотреть целесообразность употребления мер по финансовым учреждениям, которые взяли на себя обязательства соответственно Рекомендации 5, относительно облегчения выявления вигодоодержувача и контроля. D. Международное сотрудничество 35. Каждая страна должна немедленно осуществить шаги для того, чтобы імплементувати Венскую конвенцию ( 995_096 ), Палермську конвенцию ( 995_789 ) и Международную конвенцию ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999 года ( 995_518 ). Странам также рекомендуется ратифицировать и імплементувати другие соответствующие международные конвенции, такая как Конвенция Совета Европы относительно отмывания, поиска, ареста и конфискации доходов, полученных в результате преступной деятельности, 1990 года ( 995_029 ) и Міжамериканську конвенцию относительно борьбы с терроризмом, 2002 года. Взаимная правовая помощь и екстрадиція 36. Страны должны обеспечить предоставление быстрой, конструктивной и эффективной правовой помощи в ходе расследования и уголовного преследования в делах из отмывания денег и финансирование терроризма и в связанных с этим расследованиях. В частности, страны должны: a) не запрещать или не устанавливать необгрунтовані ли чрезмерно ограничительные условия предоставления правовой взаимопомощи; b) обеспечить эффективность процедур выполнения запросов о правовой взаимопомощи; c) не отвечать отказом в выполнении запросов о правовой взаимопомощи лишь на основании того, что преступление, включает в себя также и фискальные вопросы; d) не отвечать отказом в выполнении запросов о правовой взаимопомощи на основании того, что законодательство требует от финансовых учреждений сохранять секретность или конфиденциальность. Страны также должны обеспечить, чтобы к полномочиям их компетентных органов, предусмотренных Рекомендацией 28, належало предоставление ответов на запросы о правовой помощи, и, если это согласовывается с их национальным законодательством, отвечать на прямые запросы иностранных судебных или правоохранительных органов, присланные соответствующим государственным органам. Для избежания коллизий юрисдикций необходимо предусмотреть возможность разработки и применение механизма наиболее правильного определения места криминального преследования обвиненных исходя из интересов правосудия в тех случаях, если судебное преследование необходимо осуществлять в более чем одной стране. 37. Насколько это возможно, страны должны предоставлять правовую взаимопомощь независимо от того, считается ли совершенное преступлением в обеих странах. В случае если для предоставления правовой взаимопомощи или осуществления екстрадиції необходимо, чтобы совершенное считалось преступлением в обеих странах, это условие будет считаться удовлетворенной независимо от того, считают ли обе страны, что преступление належит до одной и той же категории преступлений, или от того, определяют ли они преступление за одной и той же терминологией, при условии, которое обе страны считают соответствующее поведение преступлением. 38. Необходимо образовать орган для осуществления оперативных мероприятий в ответ на запросы других стран относительно выявления, замораживание, наложение ареста и конфискации собственности, доходов, полученных вследствие отмывания денег, средств, использованных или запланированных для использования с целью совершения таких преступлений, или собственности соответствующей стоимости. Необходимо достичь договоренности о координации процедур наложения ареста и конфискации, которыми может предполагаться также распределение конфискованных ценностей. 39. Каждая страна должна признать отмывание денег преступлением, которое предусматривает екстрадицію, и осуществлять екстрадицію своих граждан. В случаях если страна не осуществляет екстрадицію лишь на основании гражданства, такая страна должна на запрос другой страны, которое требует осуществление екстрадиції, без задержки передать дело своим компетентным органам с целью преследования преступлений, изложенных в запросе. Эти органы должны принимать решение и проводить преследования таким же чином, как и в случае любого другого серьезного преступления соответственно национальному законодательству такой страны. Заинтересованные страны должны сотрудничать между собою, в частности, относительно процессуальных и доказательных аспектов с целью обеспечения эффективности такого преследования. Соответственно своему законодательству страны могут рассмотреть возможность упрощения процедуры екстрадиції путем прямой передачи запросов об екстрадицію между соответствующими министерствами и осуществление екстрадиції лиц на основе лишь ордеров на арест или приговоров и/или создание возможности упрощение процедуры екстрадиції лиц, которые отказываются от формального рассмотрения вопроса об екстрадицію. другие формы сотрудничества 40. Страны должны обеспечить осуществление их компетентными органами якнайширшого международного сотрудничества с иностранными партнерами. Необходимо определить эффективные пути содействия быстрому и конструктивному обмену информацией непосредственно между соответствующими органами (инициативно или на запрос) относительно отмывания денег и предикативных преступлений. Такой обмен должен осуществляться без чрезмерно ограничивающих условий, в частности: a) компетентные органы не должны отвечать отказом в выполнении запроса о помощи лишь на основании того, что преступление, как считается, включает в себя также и фискальные вопросы; b) страны не должны ссылаться на законодательство, которое требует от финансовых учреждений сохранять секретность или конфиденциальность как основание для отказа в сотрудничестве; c) компетентные органы должны иметь возможность выяснять обстоятельства дела, и, если возможно, проводить расследования от лица соответствующих иностранных органов. Если получение информации, нужной иностранным компетентным органом, выходит за пределы компетенции этого органа, странам рекомендуется давать разрешение своим компетентным органам сотрудничать непосредственно с иностранными компетентными органами, которые имеют другие функции, с целью содействия быстрому и конструктивному обмену информацией. Сотрудничество с иностранными органами, которые имеют другие функции, может осуществляться непосредственно или с использованием третьей стороны. Компетентным органам сначала необходимо определить вместе с соответствующими иностранными органами, каким образом можно предоставить помощь. Страны должны установить контроль и принять предупредительные меры для того, чтобы обеспечить использование информации, полученной в результате обмена между компетентными органами, лишь разрешенным способом, который отвечает их обязательствам относительно защиты частной жизни и персональных данных. Словарь В этих Рекомендациях употребляются такие сроки и аббревиатуры: вигодоодержувач - физическое лицо (лица), которое в окончательный итогу владеет ли контролирует клиента и/или лицо, от лица которого осуществляется операция, а также лицо (лица), что осуществляет окончательный реальный контроль над юридическими лицами или правовой договоренностью; основные принципы - употребляется относительно Основных принципов для эффективного банковского надзора, выданных Базельским комитетом по банковскому надзору ( 998_333 ), Целей и принципов регулирования рынка ценных бумаг, выданных Международной организацией комиссий по ценным бумагам, и Принципов надзора за страховой деятельностью, выданных Международной ассоциацией органов надзора за страховой деятельностью; определенные категории преступлений - это: участие в организованной преступной группе и рэкет; терроризм, в том числе финансирования терроризма; торговля людьми и организация нелегальной миграции; сексуальная эксплуатация, в том числе сексуальная эксплуатация детей; незаконная торговля наркотическими средствами и психотропными веществами; незаконная торговля оружием; незаконная торговля вещами; коррупция и взяточничество; мошенничество; подделка валюты; подделка товаров; преступления против окружающей среды; убийство, причинение тяжелых телесных повреждений; похищение людей, незаконное лишение свободы и взятие в заложники; грабеж и кража; контрабанда; требование; использование подделанных документов; пиратство; інсайдерні торговые операции и рыночные манипуляции. Во время принятия решение относительно перечня преступлений, которые считаются предикативными, за каждой категорией, указанной высшее, каждая страна соответственно своему национальному законодательству может решать, как определить такие преступления и природу любых отдельных элементов таких преступлений, которые превращают их на серьезные; определенные нефинансовые предприятия и сферы деятельности - это: a) казино (в том числе Internet-казино); b) агенты из недвижимости; c) торговцы драгоценными металлами; d) торговцы драгоценным камнем; e) юристы, нотариусы, независимые юристы и бухгалтеры - практикующие специалисты, партнеры или нанятые специалисты в рамках профессиональных фирм. Срок не употребляется относительно "внутренних" специалистов, который есть работниками других видов предприятий, а также относительно специалистов, которые работают в государственных учреждениях и могут подпадать под действие мероприятий по борьбе с отмыванием денег; f) трасты и посредники, которые предоставляют услуги компаниям - всеми не охваченные этими Рекомендациями лица или предприятия, которые проводят деятельность из предоставления третьим сторонам любой из приведенных ниже услуг: из создания юридических лиц; из выполнения обязанностей (или организации выполнения обязанностей другим лицом) директора или секретаря компании, партнера в обществе или обязанностей за аналогичной должностью относительно других юридических лиц; из предоставления зарегистрированного офиса, делового, административного или почтового адреса или помещения для компании, любого другого юридического лица или образования; из выполнения обязанностей (или организации выполнения обязанностей другим лицом) доверенного лица траста; из выполнения обязанностей (или организации выполнения обязанностей другим лицом) предназначенного акционера для другого лица; определенный порог - сумма, определенная в Объяснительной записке; финансовое учреждение - любое физическое или юридическое лицо, которое проводит одних или несколько видов деятельности или операций для/или от лица клиента, таких как: 1) принятие от населения вкладов и другого средства, которые подлежат возвращению5; 2) предоставление займов6; 3) финансовый лизинг7; 4) услуги по пересказу денег или ценностей8; 5 В том числе частными банками. 6 Включая, в частности, потребительский кредит, ипотечный кредит, факторинг с правом или без права регресса, и финансирование коммерческих операций (включая неустойки). 7 Это не касается соглашений о финансовом лизинге относительно потребительских товаров. 8 Это касается финансовой деятельности как в формальному, так и в неформальном секторе, например альтернативной деятельности относительно денежных переводов. Див. Объяснительную записку к Специальной Рекомендации 6. Это не касается любого физического или юридического лица, которое предоставляет финансовым учреждениям возможность пользоваться информационными или другими системами поддержки для пересказа денег. Див. Объяснительную записку к Специальной Рекомендации 7. 5) выпуск платежных средств и управления ними (например кредитные и дебетні карточки, чеки, дорожные чеки, денежные почтовые пересказы, тратты, электронные деньги); 6) финансовые гарантии или обязательство; 7) торговые операции с: a) средствами денежного рынка (чеки, векселя, депозитные сертификаты, производные от них и т.п.); b) иностранной валютой; c) обменными инструментами, ценными бумагами за банковскими процентами и индексами; d) переводными ценными бумагами; e) фьючерсная торговля товарами; 8) участие в выпуска ценных бумаг и предоставления финансовых услуг, связанных с их выпуском; 9) индивидуальное и коллективное управления портфелем ценных бумаг; 10) сохранение и администрирование денежной наличности или ликвидных ценных бумаг от лица других лиц; 11) другие виды инвестирования, администрирование или управление фондами, деньгами или средствами от лица других лиц; 12) организация страхования жизнь и других видов страхование, связанных с инвестициями9; _______________ 9 Это применяется как к предприятиям, которые занимаются страхованием, так и к посредникам, которые занимаются страхованием (агенты и брокеры). 13) обмен валюты и размен денег. Если финансовая деятельность ведется лицом или учреждением на нерегулярной или очень ограниченной основе (учитывая на количественные и абсолютные критерии) и риск отмывания денег есть небольшим, страна может решить, что применение мероприятий по борьбе с отмыванием денег есть полностью или частично ненужным. За очень ограниченных и оправданных обстоятельств, на основании доказанного низкого риска отмывания денег страна может решить не применять некоторые или все Сорок Рекомендаций к некоторых определенных выше видам финансовой деятельности; ПФР - подраздел финансового разыскания; правовые договоренности - трасты или другие подобные организации, созданные на аналогичной правовой основе; юридические лица - корпорации, фонды, анштальти, общества, ассоциации или любые другие подобные организации, которые могут устанавливать постоянные клиентские отношения с финансовым учреждением или иным образом владеть собственностью; счета, из-за которых проводятся платежи, - корреспондентские счета, которые непосредственно используются третьими лицами для осуществления деловых операций от своего имени; политические деятели - лица, которые выполняют или выполняли важные государственные функции в зарубежной стране, например главы государств или правительств, высшие правительственные, судебные или воинские должностные лица, высшие должностные лица государственных корпораций, влиятельные деятели политических партий. Деловое отношение с членами семей и близким окружением политического деятеля включают риски для репутации, подобные к тех, что существуют в случае поддержания отношений с самыми политическими деятелями. Определение не распространяется на средних и молодших посадових лица указанных выше категорий; банк-оболочка - банк, зарегистрированный в юрисдикции, где он фактически не находится, и не связанный с любой регламентированной финансовой группой; ППО - сообщение о подозрительных операциях; надзорные органы - определенные компетентные органы, ответственные за обеспечение соблюдения финансовыми учреждениями требований относительно борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризму; Рекомендации FATF - эти Рекомендации и Специальные Рекомендации FATF относительно борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Объяснение до Сорока Рекомендаций Общие 1. В этом документе под сроком "страны" должны также пониматься "территории" ли "юрисдикции". 2. В Рекомендациях 5-16 и 21-22 отмечается, что финансовые учреждения или определенные нефинансовые предприятия и сферы деятельности должны осуществлять определенные мероприятия. Это требует от стран употребления мероприятий, которые вменят в обязанность финансовые учреждения, определенные нефинансовые предприятия и сферы деятельности выполнять каждую Рекомендацию. Основные обязательства в соответствии с Рекомендациями 5, 10 и 13 должны быть определены в законе или в регулирующем акте, тогда как более детальные элементы этих Рекомендаций, равно как и обязательство за другими Рекомендациями, могут определиться законом, регулирующим актом или путем применения других принудительных средств, компетентным органом. 3. В случае ссылки на финансовое учреждение, которая уверенная относительно затронутого вопроса, такое учреждение должно быть способная подтвердить свою оценку перед компетентными органами. 4. С целью выполнения Рекомендаций 12 и 16 страны могут не выдавать законы или регулирующие акты, которые касаются исключительно адвокатов, нотариусов, бухгалтеров и других определенных нефинансовых предприятий и сфер деятельности, если эти виды предприятий или сфер деятельности включенные в законы или регулирующие акты, которые охватывают основную деятельность. 5. Объяснительные примечания, которые применяются к финансовым учреждениям, также применяются, если это возможно, к определенным нефинансовым предприятиям иd сфер деятельности. К Рекомендациям 5, 12 и 16 Установлены такие пороги для операций (соответственно Рекомендациям 5 и 12): для финансовых учреждений (для непостоянных клиентов соответственно Рекомендации 5) - 15 тыс. долларов США/евро; для казино, включая интернет-казино (соответственно Рекомендации 12) - 3 тыс. долларов США/евро; для дилеров драгоценных металлов и драгоценного камня в случае осуществления любых операций денежной наличностью (соответственно Рекомендациям 12 и 16) - 15 тыс. долларов США/евро. Финансовые операции, которые превышают установленного порога, включают и такие случаи, если осуществляется одна или несколько операций, относительно которых возникает подозрение в том, что они связаны между собою. К Рекомендации 5 Правила надлежащей осмотрительности относительно клиентов (ПОК) и намек 1. Если во время установления ли на протяжении поддержания отношений с клиентом или во время осуществления нерегулярных операций финансовое учреждение подозревает, что операции касаются отмывание денег или финансирования терроризма, учреждение должно: a) в обычном порядке стараться идентифицировать и проверить лицо клиента и вигодоодержувача независимо от того, постоянный он или непостоянный, и независимо от любого увольнения или установленного порогу, который мог бы быть применен в другом случае; b) сообщить о подозрительных операциях подраздел финансового разыскания соответственно Рекомендации 13. 2. Рекомендация 14 запрещает финансовым учреждениям, их директорам, служащим и работникам разглашать факт сообщения подраздела финансового разыскания о подозрительных операциях или связанную с этим информацию. За таких обстоятельств существует риск, что клиенты могут получить неумышленный намек при выполнении финансовыми учреждениями ПОК. Осведомленность клиента о возможном сообщении о подозрительных операциях или расследование может поставить под угрозу все усилия относительно расследования операции за подозрением в отмывании денег или финансировании терроризма. 3. Итак, если финансовые учреждения подозревают, что операции касаются отмывание денег или финансирования терроризма, они должны учитывать риск пропитки информации при выполнении ПОК. Если учреждение имеет обгрунтовані основания считать, что выполнение правил надлежащей осмотрительности относительно клиентов может быть намеком клиенту или потенциальному клиенту, она может не продолжать этот процесс и сообщить о подозрительной операции. Учреждения должны поинформировать своих служащих по этим вопросам и обеспечить, чтобы они были осторожными при выполнении ПОК. ПОК относительно юридических лиц и структур 4. При выполнении пунктов "a" и "b" ПОК относительно юридических лиц и структур финансовые учреждения должны: a) проверить, что любое лицо, которое намеревается действовать от лица клиента, имеет соответствующие полномочия, и идентифицировать это лицо; b) идентифицировать клиента и проверить его лицо, которое предусматривает получение подтверждения регистрации или подобных доказательств правового статуса юридического лица или договоренности, а также информации относительно имени клиента, имен доверителей, юридического адреса руководства и договорных условий, которые регулируют полномочие, положенные на юридическое лицо или структуру; c) идентифицировать вигодоодержувачів, включая получения информации относительно собственности и структуры управления, и принять соответствующие меры для проверки идентификации таких лиц, которое предусматривает идентификацию физических лиц с контрольным пакетом акций и идентификацию физических лиц, которые принимают решение и осуществляют управление юридическими лицами или договоренностями. В тех случаях, если клиент или собственник контрольного пакета акций есть государственной компанией, которая подпадает под действие регулировочных требований относительно разглашения информации, нет необходимости стараться идентифицировать и проверять идентичность любого акционера такой компании. Соответствующая информация или данные могут быть получены из государственного реестра, от клиента ли из других надежных источников. Надежность идентификации и проверки 5. Мероприятиями на выполнение ПОК, изложенными в Рекомендации 5, не предусмотрен для финансовых учреждений необходимости повторной идентификации и проверки идентичности каждого клиента каждый раз, если клиент совершает сделку. Учреждение имеет право полагаться на результаты принятых мер относительно идентификации и проверки, если не возникает сомнений относительно достоверности такой информации. Примером ситуаций, которые могли бы привести к возникновению у учреждения таких сомнений, может быть подозрение такого клиента в отмывании денег или важное изменение способа использование счета клиента, который не сумісно с деловым профилем клиента. Время проверки 6. Примерами видов обстоятельств, за которые было бы допустимо закончить проверку после установления делового отношения, поскольку важно не перерывать нормальное ведение бизнеса, есть: ведение косвенного бизнеса; осуществление операций с ценными бумагами. В индустрии ценных бумаг к компаниям иd посредников могут быть примененные требования выполнить операции очень быстро соответственно рыночным условиям во время контакта клиента с ними и может возникнуть необходимость осуществления операций к окончанию проверки идентичности; проведение деятельности из страхования жизни. Относительно деятельности из страхования жизни, то страны могут дать разрешение, чтобы идентификация и проверка получателя за страховым полисом происходила после установления делового отношения с собственником страхового полису. Однако во всех таких случаях, идентификация и проверка должны состояться к или во время выплаты, или к тому времени, если получатель за страховым полисом может воспользоваться правами, предоставленными нему в соответствии с полисом. 7. Финансовые учреждения также должны установить процедуры для уменьшения риска относительно условий, за которые клиент может использовать деловое отношение к проверке. Эти процедуры должны включать комплекс мероприятий из ограничения коли |