NavBarZaporozie UBC OfficeKharkov UBC OfficeLugansk UBC OfficeDonetsk UBC OfficeDnepropetrovsk UBC OfficeMAIN KIEV OFFICEOdessa UBC Office
Side nav buttonsContact usPartnership - Join to UsAbout UkraineUsefull Links & InfoOur Price-ListLegal & Tax ServicesNews and Special Price Offers

НАЛОГИ В УКРАИНЕ. АНАЛИТИКА . КОММЕНТАРИИ от УБК.

Ваши пожелания по содержанию этого раздела сайта присылайте по эл.почте:
webmaster@ubc.ua

Правильных Вам решений и успехов в бизнесе!

________________________________________________

Раздел в стадии разработки. Следите за обновлениями

________________________________________________

ВОЗВРАТ ДОЛГОВ
Возврат долговых сумм возможен в любой стадии: досудебной, судебной, в сдадии исполнительного производства,  после банкротства должника. Обязательное условие - документальная обоснованность обращения. Подробнее...>
БИЗНЕС - ИНВЕСТИЦИИ
Если Вы обладаете свободными средствами - УБК предлагает Вам принять долевое участие в высокорентабельных строительных проектах в Киеве в качестве инвестора.
ПОДРОБНЕЕ...>

ЗАКОН   УКРАИНЫ

О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

( Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2003, N 1, ст. 2 )

( с изменениями, внесенными в соответствии с Законами

N 345-IV ( 345-15 ) от 24.12.2002, ВВР, 2003, N 5, ст.48

- приобретает силу с 11.06.2003 года

N 485-IV ( 485-15 ) от 06.02.2003, ВВР, 2003, N 14, ст.104

- приобретает силу 11.06.2003 года )

Этот Закон регулирует отношения в сфере предотвращения и противодействия внедрению в легальный оборот доходов, полученных преступным путем, и направленный на борьбу с финансированием терроризма.

Раздел I

Общие ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение сроков

В этом Законе сроки употребляются в таком значении:

доходы - это любая экономическая выгода, полученная вследствие совершения общественно опасного противоправного действия, которое передует легализации (отмыванию доходов), которая может состоять из материальной собственности или собственност, которая выраженная в правах, а так же включает подвижное или недвижимое имущество и документы, которые подтверждают право на такую собственность или частицу в ней;

общественно опасное противоправное действие, которое передует легализации (отмыванию) доходов, - действие, за которое Уголовным кодексом Украины ( 2341-14 ) предусмотрены наказания в виде лишения свободы на срок три и больше лет (за исключением действий, предусмотренных статьями 207, 212 Уголовного кодекса Украины) или которое признается преступлением по криминальному закону другого государства, и за такое же самое действие предусмотренная ответственность Уголовным кодексом Украины, и вследствие совершения которого есть незаконно полученные доходы;

легализация (отмывание) доходов - совершение действий, определенных статьей 2 этого Закона, с целью предоставления правомерного вида владению, пользованию или распоряжению доходами или действий, направленных на утаивание источников происхождения таких доходов;

финансовая операция - любая операция, связанная с осуществлением или обеспечением осуществления платежа с помощью субъекта первичного финансового мониторинга, в частности:

внесение или снятие депозита (взноса, вклада);

пересказ денег из счета на счет;

обмен валюты;

предоставление услуг по выпуску, купли или продажи ценных бумаг и других видов финансовых активов;

предоставление или получение займа или кредита;

страхование (перестрахование);

предоставление финансовых гарантий и обязательств;

доверительное управление портфелем ценных бумаг;

финансовый лизинг;

осуществление выпуска, оборота, погашение (распространение) государственной и другой денежной лотереи;

предоставление услуг по выпуску, купли, продажи и обслуживания чеков, векселей, платежных карточек, денежных почтовых переводів и других платежных инструментов;

открытие счета;

обязательный финансовый мониторинг - это совокупность мероприятий специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга из анализа информации относительно финансовых операций, которая предоставляется субъектами первичного финансового мониторинга, а также мероприятий из проверки такой информации соответственно законодательству Украины;

внутренний финансовый мониторинг - деятельность субъектов первичного финансового мониторинга по выявлению, соответственно этому Закону, финансовых операций, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу, и других финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов.

Статья 2. Действия, которые относятся к легализации (отмывание) доходов

К легализации (отмывание) доходов этим Законом относятся действия, направленные на утаивание или маскировку незаконного происхождения средства или другого имущества или владения ними, прав на такие средства или имущество, источника их происхождения, местонахождение, перемещение, а так же обретение, владение или использование средства или другого имущества, при условии осознания лицом, что они были доходами.

Статья 3. Сфера применения Закона

Действие этого Закона распространяется на граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, а также юридических лиц, их филиала, представительства и прочие отделенные подразделы, которые обеспечивают осуществление финансовых операций на территории Украины, а также вне ее границ соответственно международным договорам Украины.

Раздел II

СИСТЕМА Финансового Мониторинга

Статья 4. Система и субъекты финансового мониторинга

Система финансового мониторинга состоит из двух уровней - первичного и государственного.

Субъектами первичного финансового мониторинга есть:

банки, страху и прочие финансовые учреждения;

платежные организации, члены платежных систем, еквайрингові и клиринговые учреждения;

товарные, фондовые и прочие биржи;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

институты общего инвестирования;

игральные учреждения, ломбарды, юридические лица, которые проводят любые лотереи;

предприятия, организации, которые осуществляют управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

предприятия и объединение связи, другие некредитные организации, которые осуществляют пересказ денежного средства;

другие юридические лица, которые соответственно законодательству осуществляют финансовые операции.

Субъектами государственного финансового мониторинга есть:

центральные органы исполнительной власти и Национальный банк Украины, которые соответственно закону выполняют функции регулирования и надзора за деятельностью юридических лиц, которые обеспечивают осуществление финансовых операций;

специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга - правительственный орган государственного управления, которое действует в составе Министерства финансов Украины(далее - Уполномоченный орган).

Статья 5. Задача и обязанности субъекта первичного финансового мониторинга

Субъект первичного финансового мониторинга на основании и на выполнение этого Закона обязанный:

проводить идентификацию лица, которое совершает финансовую сделку, которая подлежит финансовому мониторингу соответственно этому Закону, или открывает счет (в том числе депозитный), на основании предоставленных в установленном порядке документов или при наличии подставь считать, что информация относительно идентификации лица требует уточнение;

обеспечивать выявление и регистрацию финансовых операций, которые соответственно этому Закону подлежат финансовому мониторингу;

предоставлять Уполномоченному органу информацию о финансовой операции, которая подлежит обязательному финансовому мониторингу, не более поздний чем на протяжении трех рабочих дней из момента ее регистрации;

оказывать содействие работникам Уполномоченного органа в проведении анализа финансовых операций, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу;

предоставлять соответственно законодательству дополнительную информацию на запрос Уполномоченного органа, связанную с финансовыми операциями, которые стали объектом финансового мониторинга, в том числе такую, что составляет банковскую и коммерческую тайну, не более поздний, чем на протяжении трех рабочих дней из момента получения запроса;

оказывать содействие субъектам государственного финансового мониторинга по вопросам проведения анализа финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу;

принимать меры относительно предотвращение разглашению (в том числе лицам, относительно финансовых операций которых проводится проверка) информации, которая предоставляется Уполномоченному органу, и другой информации по вопросам финансового мониторинга (в том числе о факте представления такой информации);

сохранять документы, которые касаются идентификации лиц, которыми осуществлена финансовая операция, которая в соответствии с этим Законом подлежит финансовому мониторингу, и всю документацию об осуществлении финансовой операции на протяжении пяты лет после проведения такой финансовой операции.

Субъект первичного финансового мониторинга с учетом требований действующего законодательства и нормативно-правовых актов Уполномоченного органа устанавливает правила проведения внутреннего финансового мониторинга и назначает работника, ответственного за его проведение. ( Часть друга статьи 5 с изменениями, внесенными согласно закону N 345-IV ( 345-15 ) от 24.12.2002 - приобретает силу с 11.06.2003 года )

Ответственный работник должен быть независимой в своей деятельности и подотчетным только руководителю субъекта первичного финансового мониторинга и обязанный не рідше одного раза в месяц информировать руководителя про выявленные финансовые операции, которые подлежат финансовому мониторингу, и мероприятия, которые было употреблено, в том числе относительно:

разработки и постоянного возобновления правил внутреннего финансового мониторинга и программ его осуществления с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов Уполномоченного органа;

подготовки персонала относительно выявления финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу соответственно этому Закону, путем проведения образовательных и практических мероприятий;

обеспечение проведения внутреннего финансового мониторинга.

Статья 6. идентификация лиц, которые осуществляют финансовые операции

Субъект первичного финансового мониторинга на основании предоставленных оригиналов или надлежащим образом заверенных копий документов идентифицирует лиц, которые осуществляют финансовые операции, которые в соответствии с этим Законом подлежат финансовому мониторингу.

С целью идентификации резидентов определяются:

для физических лиц - фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия и номер паспорта (или другого документа, который заверяет лицо), дата выдачи и орган, который его выдал, местожительство, идентификационный номер в соответствии с Государственным реестром физических лиц - налогоплательщиков и других обязательных платежей;

для юридических лиц - наименование, юридический адрес, документы о подтверждении государственной регистрации (включая учредительные документы, информацию относительно должностных лиц и их полномочий и т.п.), идентификационный код в соответствии с Ідиним государственным реестром предприятий и организаций Украины, реквизиты банка, в котором открыто счет, и номер банковского счета.

С целью идентификации нерезидентов определяются:

для физических лиц - фамилия, имя, отчество (в случае его наличия), дата рождения, серия и номер паспорта (или другого документа, который заверяет лицо), дата выдачи и орган, который его выдал, гражданство, местожительство или временного пребывания;

для юридических лиц - полное наименование, местонахождение и реквизиты банка, в котором открыто счет, и номер банковского счета. Субъекту первичного финансового мониторинга предоставляется также копия легализованного извлечения торгового, банковского или судебного реестра или удостоверенное нотариально регистрационное удостоверение уполномоченного органа иностранного государства о регистрации соответствующего юридического лица. ( Абзац третий части третьей статьи 6 с изменениями, внесенными согласно закону N 345-IV ( 345-15 ) от

24.12.2002 - приобретает силу с 11.06.2003 года )

идентификация лица не является обязательной в случае:

осуществление финансовой операции лицами, которые раньше были идентифицированы;

заключение соглашений между банками, зарегистрированными в Украине.

В случае если лицо действует как представитель другого лица, или у субъекта первичного финансового мониторинга возникает сомнение относительно того, что лицо выступает от собственного имени или вигодоодержувачем есть другое лицо, субъект первичного финансового мониторинга обязанный по правилам этой статьи и положений других законов, которые регулируют эту процедуру, идентифицировать также лицо, от лица которого осуществляется финансовая операция или которая есть вигодоодержувачем. ( Часть пята статьи 6 в редакции Закона N 345-IV ( 345-15 ) от 24.12.2002 - приобретает силу с 11.06.2003 года )

Статья 7. Право субъекта первичного финансового мониторинга отказаться от обеспечения осуществления финансовой операции

Перед или после осуществления финансовой операции субъект первичного финансового мониторинга выясняет возможность отнесения ее к финансовой операции, которая соответственно этому Закону подлежит финансовому мониторингу. В случае выявления такой финансовой операции, она подлежит регистрации соответствующим субъектом первичного финансового мониторинга. Для этого в реестре фиксируется лицо, которое совершает финансовую сделку, вид финансовой операции и основания для ее осуществления, дата и сумма. Порядок регистрации финансовой операции, которая соответственно этому Закону подлежит финансовому мониторингу, устанавливается для банков - Национальным банком Украины, а для других субъектов финансового мониторинга - Кабинетом Министров Украины.

Субъект первичного финансового мониторинга имеет право отказаться от обеспечения осуществления финансовой операции в случае установления, что эта финансовая операция содержит признака такой, что в соответствии с этим Законом подлежит финансовому мониторингу, и обязанный идентифицировать и сообщить Уполномоченный орган о лицах, которые осуществляют указанную финансовую операцию, и ее характер.

( Часть третьей статьи 7 исключен на основании Закона N 345-IV ( 345-15 ) от 24.12.2002 - приобретает силу с 11.06.2003 года )

( Часть четвертой статьи 7 исключен на основании Закона N 345-IV ( 345-15 ) от 24.12.2002 - приобретает силу с 11.06.2003 года )

Статья 8. Предоставление информации о финансовой операции

Порядок предоставления Уполномоченному органу информации о финансовой операции, которая подлежит обязательному финансовому мониторингу, устанавливается соответственно Национальным банком Украины

- для банков, а Кабинетом Министров Украины - для других субъектов первичного финансового мониторинга.

Предоставление информации субъектами первичного финансового мониторинга Уполномоченному органу в установленном порядке не является нарушением банковской или коммерческой тайны.

Субъекты первичного финансового мониторинга, их должностные лица и прочие работники не несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность за предоставление Уполномоченному органу информации о финансовой операции, если они действовали в границах этого Закона, даже если такими действиями причинен вред юридическим или физическим лицам, и за другие действия, связанные с выполнением этого Закона. ( Часть третьей статьи 8 в редакции Закона N 485-IV ( 485-15 ) от 06.02.2003 - приобретает силу

11.06.2003 года )

Работникам субъектов первичного финансового мониторинга, которые прислало Уполномоченному органу сообщения о финансовой операции, которая подлежит в соответствии с этим Законом финансовому мониторингу, запрещается сообщать об этом лиц, которые совершают финансовую сделку, и любых третіх лица.

Вследствие нарушения части четвертой этой статьи работниками субъектов первичного финансового мониторинга наступает ответственность, предусмотренная законами Украины.

В случае, если у работников субъекта первичного финансового мониторинга, который совершает финансовую сделку, возникают мотивированные подозрения, которые финансовая операция осуществляется с целью легализации (отмывание) доходов, субъект первичного финансового мониторинга обязанный предоставлять Уполномоченному органу информацию о такой финансовой операции. ( Часть шестая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно закону N 345-IV ( 345-15 ) от 24.12.2002 - приобретает силу с 11.06.2003 года )

В случае, если субъекты первичного финансового мониторинга, которые осуществляют финансовые операции, подозревают или должны были бы подозревать, что такие финансовые операции связаны, имеют отношение или предназначенные для финансирования террористической деятельности, террористических актов или террористических организаций, они обязаны немедленно сообщить о таких финансовых операциях Уполномоченный орган и правоохранительные органы, определенные законодательством.

информация, которая передается в соответствии с требованиями этого Закона, есть такой, что имеет ограниченный доступ. Обмен указанной информацией, ее раскрытие и защита Уполномоченным органом, субъектами первичного финансового мониторинга, органами исполнительной власти и Национального банка Украины, которые соответственно законодательству обеспечивают регулирование и надзор за деятельностью субъектов первичного финансового мониторинга, осуществляется соответственно законодательству.

Уполномоченному органу запрещен передавать кому-нибудь полученную от субъектов первичного финансового мониторинга информацию, которая содержит коммерческую или банковскую тайну, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13 этого Закона. ( Часть девятая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно закону N 345-IV ( 345-15 ) от 24.12.2002 - приобретает силу с 11.06.2003 года )

Статья 9. Взятие на учет финансовой операции, которая подлежит обязательному финансовому мониторингу

Финансовая операция, которая подлежит обязательному финансовому мониторингу, относительно которого полученная информация, учитывается Уполномоченным органом. Порядок взятия на учет финансовой операции, которая подлежит обязательному финансовому мониторингу, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 10. Полномочие центральных органов исполнительной власти и Национального банка Украины по вопросам финансового мониторинга

К субъектам государственного финансового мониторинга (за исключением Уполномоченного органа), которые соответственно законодательству выполняют функции регулирования и надзора за субъектами первичного финансового мониторинга, относятся Национальный банк Украины, Государственная комиссия по ценным бумагам иd фондового рынка, специально уполномоченный орган исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг.

Указанные в части первой этой статьи субъекты государственного финансового мониторинга обязанные:

требовать от субъектов первичного финансового мониторинга выполнения задач и обязанностей, предусмотренных этим Законом;

проводить проверку состояния организации профессиональной подготовки работников и руководителей подразделов, ответственных за проведение внутреннего финансового мониторинга, принимать меры, предусмотренных этим Законом;

во время осуществления надзора проверять выполнения требований актов законодательства по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма, употреблять в установленному законодательством порядке мероприятий, предусмотренных этим Законом;

информировать Уполномоченный орган о выявленных случаях нарушения законодательства субъектами первичного финансового мониторинга;

обеспечивать сохранение информации, полученной от субъектов первичного и государственного финансового мониторинга и правоохранительных органов;

согласовывать с Уполномоченным органом любые нормативные документы, которые касаются вопросов, связанных с выполнением требований этого Закона;

предоставлять Уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для выполнения положенных на него задач (за исключением информации относительно личной жизни граждан), в порядке, определенному законодательством.

Раздел III

Финансовые Операціґ, КОТОРЫЕ Подлежат

ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ И Внутреннему Финансовому

Мониторингу

Статья 11. Финансовые операции, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу

Финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу, если сумма, на которую она проводится, равняется ли превышает 80000 гривен или равняется ли превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 80000 гривен, и имеет одну или больше признаков, определенных этой статьей: ( Абзац первый статьи 11 с изменениями, внесенными согласно закону N 485-IV ( 485-15 ) от 06.02.2003 - приобретает силу 11.06.2003 года )

пересказ денежных средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление денежных средств из анонимного (номерного) счета из-за границы, а также пересказ средств на счет, открытый в финансовом учреждении в стране, которая отнесенная Кабинетом Министров Украины к перечню офшорных зон;

купля (продажа) чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличный расчет;

зачисление или пересказ денежного средства, предоставление или получение кредита (займа), проведение финансовых операций с ценными бумагами в случае, если хотя бы одна из сторон есть физическим или юридическим лицом, которое имеет соответствующую регистрацию, местожительство или место нахождения в стране (на территории), которое не принимает участие в международном сотрудничестве в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, или одной из сторон есть лицо, которое имеет счет в банка, зарегистрированному в вышеупомянутой стране (на вышеупомянутой территории). Перечень таких стран (территорий) определяется соответственно порядку, установленного Кабинетом Министров Украины на основе перечней, утвержденных международными организациями, деятельность которых направленная на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;

пересказ средств в наличной форме за границу с требованием выдать получателю средства денежной наличностью;

зачисление на счет средств в наличной форме с их дальнейшим пересказом одного и того же или следующего операционного дня другому лицу;

зачисление денежных средств на счет или списание денежных средств из счета юридического лица, период деятельности которой не превышает трех месяцев со дня ее регистрации, или зачисление денежных средств на счет или списание денежных средств из счета юридического лица в случае, если операции на указанном счете не проводились из момента его открытия;

открытие счета с внесением на него средств в пользу третьего лица;

пересказ лицом, из-за отсутствия внешнеэкономического контракта, средств за границу;

обмен банкнотов, в особенности иностранной валюты, на банкноты другого номинала;

проведение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях;

приобретение лицом ценных бумаг за наличный расчет;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение страховой премии;

выплата лицу выигрыша в лотерею, казино или в другом игральном учреждении;

размещение драгоценных металлов, драгоценного камня и других ценностей в ломбард.

Статья 12. Финансовые операции, которые подлежат внутреннему финансовому мониторингу

Финансовая операция подлежит внутреннему финансовому мониторингу, если она имеет одну или больше признаков, определенных этой статьей: ( Абзац первый статьи 12 с изменениями, внесенными согласно закону N 345-IV ( 345-15 ) от 24.12.2002 - приобретает силу с

11.06.2003 года )

1) запутанный или непривычный характер финансовой операции, которая не имеет очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, в частности: ( Абзац первый пункта 1 статьи 12 с изменениями, внесенными согласно закону N 345-IV ( 345-15 ) от 24.12.2002 - приобретает силу с 11.06.2003 года )

а) принятие субъектом первичного финансового мониторинга средств от лица, которое предлагает или соглашается на получение процентов по депозиту, низших за процентную ставку, которая установленная в банка на текущий момент, или уплату комиссий (платы за осуществление отдельных операций с его средством) в размерах, больших чем определенные субъектом первичного мониторинга за тождественными вкладами или операциями на текущий момент;

б) настояние лица провести операцию по правилам, отличным от установленных законодательством и внутренними документами субъекта первичного мониторинга относительно таких операций по смыслу или за сроками ее проведения;

в) внесение лицом в раньше согласованную схему проведения операции (операций) непосредственно перед началом его реализации значительных изменений, которые в особенности касаются направления движения денежного средства или другого имущества, в том числе неоднократное изменение банковских реквизитов бенефіціара после предоставления первого поручения на переведение средства или индоссацию платежных документов, предоставление поручения на перечисление средства бенефіціару через два и больше счета других лиц;

г) представление лицом информации, которое невозможно проверить;

і) невозможность установления контрагентов лица, принятие субъектом первичного финансового мониторинга средства (платежных документов к их оплате) от лица, которое присылает средства в адрес другой стороны гражданско-правового соглашения, вследствие чего такие средства возвращаются без выполнения финансовой операции в связи с ненахождением такой другой стороны или в связи с его отказом относительно их принятия;

д) отказ в предоставлении лицом (клиентом) сведений, предусмотренных законодательством и соответствующими внутренними документами субъекта первичного финансового мониторинга;

е) регулярное заключение лицом срочных соглашений или использования других производных финансовых инструментов, в особенности таких, что не предусматривают поставки базового актива, за финансовыми операциями с одним или несколькими контрагентами, результатом чего есть постоянная прибыль или постоянные убытки лица;

є) принятие субъектом первичного финансового мониторинга средства (платежных документов к их оплате) от лица, которое осуществляет неоднократный обмен ценных бумаг на другие ценные бумаги на протяжении текущего года без получения или предоставления денежных компенсаций, связанных с таким обменом;

ж) наступление страхового случая на протяжении короткого срока, который определяется специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, после заключения страхового соглашения;

2) несоответствие финансовой операции деятельности юридического лица, которая установленная уставными документами этого лица, в частности:

(  Абзац первый пункта 2 статьи 12 с изменениями, внесенными в соответствии с

Законом  N  345-IV  ( 345-15 ) от 24.12.2002 - приобретает силу с

11.06.2003 года )

а) не связанное с деятельностью лица важное увеличение остатка на счете, который со временем пересчитывается другому субъекту первичного финансового мониторинга или используется для целей купли иностранной валюты (с пересказом в пользу нерезидента), ценных бумаг на предъявителя;

б) отсутствие связи между характером и родом деятельности лица с услугами, за которыми лицо обращается к субъекту первичного финансового мониторинга;

в) регулярное                         представление                          чеков,                    эмитированных

банком-нерезидентом и індосованих нерезидентом,  на инкассо,  если

такая  деятельность не отвечает деятельности лица,  известной субъекту

первичного финансового мониторинга;

г) зачисление на счет лица значительного количества платежей от физических лиц на сумму, которая не превышает сумму, определенную статьей 11 этого Закона, в том числе через кассу субъекта первичного финансового мониторинга, если деятельность лица не связанная с предоставлением услуг населению, сбором обязательных или добровольных платежей;

і) важное увеличение частицы денежной наличности, которая поступает на счет лица, если обычными для основной деятельности лица являются расчеты в безналичной форме;

д) размещение на счете значительной суммы наличных средств лицом, которое за уровнем дохода или сферой деятельности не может совершать финансовую сделку на такую сумму;

е) разовая продажа (купля) лицом большого пакета ценных бумаг, которые свободно не оборачиваются на организованном рынке, при условии, что лицо не является профессиональным участником рынка ценных бумаг и ценные бумаги не передаются лицу у погашения просроченной задолженности контрагента перед лицом;

3) выявление неоднократного осуществления финансовых операций, характер которых дает основания считать, что целью их осуществления есть избежание процедур обязательного финансового мониторинга, предусмотренных этим Законом, в частности: ( Абзац первый пункта 3 статьи 12 с изменениями, внесенными согласно закону N 345-IV ( 345-15 ) от

24.12.2002 - приобретает силу с 11.06.2003 года )

а) регулярное зачисление на счет лица (в случае юридического лица, если это не связан с его основной деятельностью) средств в наличной форме с дальнейшим пересказом всей или большей части суммы на протяжении одного операционного дня или следующего за ним дня на счет клиента, открытый у другого субъекта первичного финансового мониторинга, или в пользу третьего лица, в том числе нерезидента;

б) передача лицом поручения об осуществлении финансовой операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение лица без установления прямого (личного) контакта с субъектом первичного финансового мониторинга.

Внутренний финансовый мониторинг может осуществляться и относительно других финансовых операций, если у субъекта первичного финансового мониторинга возникают основания считать, что финансовая операция проводится с целью легализации (отмывание) доходів. ( Стать 12 дополнена частью второму согласно закону N 345-IV ( 345-15 ) от 24.12.2002 - приобретает силу с 11.06.2003 года )

Раздел IV

ЗАДАЧА, Функціґ И ПРАВА

УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА

Статья 13. Задача и функции Уполномоченного органа

Задачами Уполномоченного органа есть:

сбор, обработка и анализ информации о финансовых операциях, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу;

участие в реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма;

создание и обеспечение функционирования единой государственной информационной системы в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма;

отладка сотрудничества, взаимодействия и информационного обмена с органами государственной власти, компетентными органами иностранных государств и международными организациями в указанной сфере;

обеспечение представительства Украины в установленном порядке в международных организациях по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма.

Уполномоченный орган соответственно положенных на него задач:

вносит предложения относительно разработки законодательных актов, в установленном порядке принимает участие в подготовке других нормативно-правовых актов по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма;

получает от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования на запрос информацию, необходимую для реализации положенных на него задач;

сотрудничает с органами исполнительной власти, другими государственными органами, задачами которых есть предотвращение и противодействие легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма;

при наличии достаточных оснований, которые финансовая операция может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов или финансированием терроризма, предоставляет к правоохранительным органам, в соответствии с компетенцией, соответствующие обобщенные материалы;

принимает участие в международном сотрудничестве по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма;

исследует методы и финансовые схемы легализации (отмывание) доходов и финансирование терроризма;

осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности субъектов первичного финансового мониторинга по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма;

проводит анализ эффективности мероприятий, которые употребляются субъектами первичного финансового мониторинга для предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма;

оказывает содействие выявлению в финансовых операциях признаков использования доходов;

обеспечивает ведение учета финансовых операций, которые имеют признаки таких, что подлежат финансовому мониторингу, в установленному законодательством порядке;

принимает участие по доверенности Кабинета Министров Украины в подготовке соответствующих международных договоров Украины;

выполняет другие функции, которые вытекают из положенных на него задач.

Статья 13-1. Политическая независимость Уполномоченного органа.

Руководитель Уполномоченного органа назначается и освобождается из должности в установленному законодательством порядке.

Использование Уполномоченного органа в партийных, групповых или личных интересах не допускается.

Деятельность партий, движений и других общественных объединений, которые имеют политические целые, в Уполномоченном органе запрещается.

На период службы или работы по трудовому договору членство должностных и служебных лиц Уполномоченного органа в таких объединениях останавливается.

В порядке исключения разрешается членство работников, которые заключило трудовой договор с Уполномоченным органом, в профессиональных союзах.

(  Закон  дополнен  статьей  13-1  согласно  закону  N  485-IV

( 485-15 ) от 06.02.2003 - приобретает силу 11.06.2003 года )

Статья 14. Права Уполномоченного органа

Уполномоченный орган имеет право:

привлекать к рассмотрению вопросов, которые належат к его компетенции, специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями);

получать в установленному законодательством порядке от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций информацию (в том числе ту, что составляет банковскую или коммерческую тайну), необходимую для выполнения положенных на него задач;

получать в установленному законодательством порядке от центральных органов исполнительной власти и Национального банка Украины, которые, в соответствии с этим Законом, получают обобщенные материалы о финансовых операциях от Уполномоченного органа, информацию о ходу обработки и употребление соответствующих мероприятий на основании полученных материалов;

осуществлять в установленному законодательством порядке доступ, в том числе автоматизированный, к базам данных других субъектов государственного финансового мониторинга и органов государственной исполнительной власти;

укладывать в установленному законодательством порядке международные договоры межведомственного характера с соответствующими органами других государств по вопросам сотрудничества;

выдавать нормативно-правовые акты, необходимые для выполнения ним задач и функций, предусмотренных статьей 13 этого Закона.

(   Стать  14  дополнена  абзацем  согласно  закону  N  345-IV

( 345-15 ) от 24.12.2002 - приобретает силу с 11.06.2003 года )

Раздел V

Международное Сотрудничество В Запобіганні

И Протидіґ Легалізаціґ (Отмыванию) Доходов

и Финансированию ТЕРРОРИЗМА

Статья 15. Основы международного сотрудничества в предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма

Международное сотрудничество в предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма осуществляется соответственно Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем (1990 год) ( 995_029 ), других международных договоров Украины, этого Закона, других нормативно-правовых актов.

Отказ или отсрочка в удовлетворении запроса относительно международного сотрудничества в предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма осуществляются лишь на основании и при условии выполнения положений Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем (1990 год) ( 995_029 ).

Статья 16. Органы, уполномоченные осуществлять международное сотрудничество в предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма

Центральным органом, на который полагаются полномочие относительно осуществления международного сотрудничества в предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма есть Министерство юстиции Украины - относительно судебных решений, которые касаются конфискации доходов, и Генеральная прокуратура Украины - относительно совершения процессуальных действий во время расследования уголовных дел (проведение отдельных процессуальных действий относительно дел о выявлении доходов).

информация или доказательства, полученные центральным органом в рамках международного сотрудничества в предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма без его предварительного соглашения, не могут быть использованы или переданные органам власти иностранного государства для целей проведения расследование или судебного разбирательства, не указанного в ходатайстве.

Уполномоченный орган сотрудничает с соответствующими органами иностранных государств относительно обмена информацией о признаках легализации (отмывание) доходов, в границах своей компетенции обеспечивает сотрудничество с Группой разработки финансовых мероприятий борьбы с отмыванием средства (FATF) и другими международными организациями, деятельность которых направленная на сотрудничество в предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов.

Раздел VI

Ответственность ЗА НАРУШЕНИЕ

ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНА И Восстановление ПРАВ

и ЗАКОННЫХ интересов

Статья 17. Ответственность за нарушение требований этого Закона

Лица, виновные в нарушении требований этого Закона, несут криминальную, административную и гражданско-правовую ответственность согласно закону. Такие лица также могут быть лишенные права проводить определенные виды деятельности в соответствии с законодательством.

Юридические лица, которые осуществляло финансовые операции по легализации (отмывание) доходов или финансировали терроризм, могут быть ликвидированы по решению суда.

В случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) субъектом первичного финансового мониторинга требований этого Закона к нему может применяться в порядке, установленному законодательством, штраф в размере до одной тысячи не обложенными налогами минимумов доходов граждан. В случае отсутствия согласия относительно уплаты штрафа решение о наложении штрафа ли в его отказе принимается судом по представлению органа, который регулирует деятельность субъекта первичного финансового мониторинга и предоставляет лицензии или другое специальное разрешение.

Неоднократное нарушение субъектами первичного финансового мониторинга требований этого Закона тянет за собою по решению суда ограничение, временное прекращение действия и лишение лицензии или другого специального разрешения на право проведения определенных видов деятельности в порядке, установленному законодательством.

Статья 18. Восстановление прав и законных интересов

По решению суда доходы подлежат конфискации в доход государству или возвращаются их собственнику, права или законные интересы которого были затронутые, или возмещается их стоимость.

Соглашения, направленные на легализацию (отмывание) доходов и финансирования терроризма, признаются недействительными в установленному законом порядке.

Субъекты финансового мониторинга, их должностные лица и прочие работники не несут ответственности за вред, причиненный юридическим и физическим лицам, в связи с выполнением ними служебных обязанностей во время проведения финансового мониторинга, если они действовали в границах задач, обязанностей и в способ, которые предусмотренные этим Законом.

Вред, причиненному юридическому или физическому лицу незаконными действиями государственных органов вследствие проведения ними мероприятий по противодействию легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма, возмещается из Государственного бюджета Украины.

Раздел VII

Прикінцеві ПОЛОЖЕНИЕ

1. Этот Закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его опубликования.

2. К приведению в соответствие с этим Законом законы Украины, другие нормативно-правовые акты действуют в части, которая не противоречит этому Закона.

3. Кабинету Министров Украины к вступлению в силу этим Законом:

представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законодательные акты, которые вытекают из этого Закона;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом;

принять решение по вопросам, которые вытекают из этого Закона;

обеспечить просмотр министерствами, другими центральными органами исполнительной власти своих нормативно-правовых актов, которые противоречат этому Закону.

4. Национальному                        банку                Украины               привести                  свои

нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом  и  представить

на  рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в

законодательных актов, которые вытекают из этого Закона.

5. Действие статей 5, 6, 7, 8 этого Закона применяется относительно казино, игральных учреждений и ломбардов после утверждения Кабинетом Министров Украины соответствующего порядка, но не более поздний 1 января 2019 года, а для остатка субъектов первичного финансового мониторинга - из момента вступления в силу этим Законом.

6. Внести в Кодекс Украины об административных правонарушениях ( 80731-10 ) (Ведомости Верховной Рады УССР, 1984 г., прибавление к N 51, ст. 1122) такие изменения:

1) дополнить Кодекс статьей 166-9 такого содержания:

"Статья 166-9. Нарушение законодательства относительно предотвращения и

противодействия легализации (отмыванию) доходов,

полученных преступным путем

Нарушение требований относительно идентификации лица, которое совершает финансовую сделку, нарушение порядка регистрации финансовых операций, которые подлежат первичному финансовому мониторингу, непредоставление, несвоевременное представление или представление недостоверной информации о таких финансовых операциях специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга, а также невыполнение требований относительно сохранения документов, которые касаются идентификации лиц, которые осуществляют финансовые операции, и документации относительно проведенных ними финансовых операций, -

тянет за собою наложение штрафа на должностных лица субъектов первичного финансового мониторинга от пятидесяти до ста не обложенными налогами минимумов доходов граждан.

Разглашение информации,                           которая       предоставляется       специально

уполномоченному   органу  исполнительной  власти  по  вопросам  финансового

мониторинга, или факта предоставления такой информации -

тянет за собою наложение штрафа от ста до трехсот не обложенными налогами минимумов доходов граждан";

2) в статьи 221 и части первой статье 294 ( 80732-10 ) цифры "166-7, 166-8" заменить цифрами "166-7 - 166-9";

3) в пункте 1 части первой статьи 255:

дополнить пункт новыми абзацами такого содержания:

"специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга (статья 166-9);

Государственной комиссии по ценным бумагам иd фондового рынка (статья 166-9)";

в абзаце "Национального банка Украины (статьи 164-11, 166-7, 166-8)" цифры "166-7, 166-8" заменить цифрами "166-7 - 166-9".

7. Внести в Закон Украины "О банках и банковской деятельности" ( Ведомости Верховной Рады Украины, 2001, N 5-6, ст.30) ( 2121-14 ) такие изменения:

1) в статьи 62:

часть первую дополнить новым пунктом такого содержания:

"5) специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга на его письменное требование относительно осуществления финансовых операций, которые подлежат финансовому мониторингу в соответствии с законодательством о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем";

в части восьмой слова "специальным подразделам по борьбе с организованной преступностью" заменить словами "специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга";

( Подпункт 2 пункта 7 утратил действие на основании Закона N 485-IV ( 485-15 ) от 06.02.2003 - приобретает силу 11.06.2003 года )

Президент Украины                                                                                                                     Л.КУЧМА

г. Киев, 28 ноября 2002 года

N 249-IV

 

 

Новости l Услуги l Прайс l Информация l О Украине l Партнерство l Контакты l В начало
www.BIN.com !5@25@ D8=0=A>2>9 8=D>@<0F88 8 =>2>AB59
Yandex.ru
Search in Ukraine

Copyright © 2001-2019, УКРБИЗНЕСКОНСАЛТ. UBC®. Все права защищены. Ваши вопросы и пожелания: info@ubc.ua