УСЛУГИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Регистрация предприятий, регистрация оффшоров
Лицензирование и Сертификация
Поиск и предоставление деловой информации
Маркетинговые исследования рынка
Налоговый консалтинг
Инвестиционный консалтинг. Операции с недвижимостью
Иммиграционное право и услуги для иностранцев
Корпоративное право и решение споров
Таможенное право
Защита интересов в суде
Аудит. Сопровождение проверок
Возврат проблемных долгов
Cтоимость наших услуг

ВХОД ДЛЯ КЛИЕНТОВ
Имя

Пароль

Запомнить


НОВОСТИ КОМПАНИИ

:::::::: Бизнес и финансы:::::::
Откройте свою финансовую компанию и станьте лидером рынка небанковских финансовых услуг. Подробнее.:::::::::::::>

.::::::: Лицензирование ::::::::
Срок получения строительной лицензии - до 5 дней сроком на 5 лет! Гарантия результата от "УБК"- это более 70 полученых лицензий Госстроя Украины 2018 году! Выберете интересующие Вас виды деятельности из кодификатора Госстроя у нас на сайте - остальное сделаем мы . .:::::::::>

.:::::: Трудоустройство ::::::::
Разрешение на трудоустройство - обязательный документ для легальной работы иностранных граждан в Украине и дающий право получить вид на жительство. Только с "УБК" - Вы получите разрешение на 1 год на любую должность .::::::::::>

.: Регистрация предприятий ::
Начните или расширьте Ваш успешный бизнес с нами! Только в Киеве мы ежемесячно регистрируем и перерегистрируем более 50 предприятий! Учитывая постоянно меняющееся законодательство в этой сфере - хороший результат может дать только постоянная практика в этой сфере .::::::::::::::>

.::: Деловая информация ::::
Достоверная информация - основа для принятия правильных решений! Пусть пробуют ваши конкуренты - Вы должны действовать наверняка. Доверьте профессионалам информационное обеспечение и Вашего бизнеса .::::::::::::::::>

.:::::: Законодательство ::::::
С 1 июля 2018 г. в Украине вступил в силу новый закон "О регистрации предприятий...": Все предприятия в до конца 2018 года обязаны пройти перерегистрацию и получить свидетельство о государственной регистрации нового образца .::::::::::::::::>

.::: Другие новости УБК .:::>



Сотрудничество

Региональным юридическим и консалтинговым компаниям
Авторам статей и обзоров
Вакансии для специалистов

Консультации и аналитика

Статьи и обзоры УБК
Форум. Консультации On-line
Вопросы - ответы

Информация on-line

В помощь Директору и Бухгалтеру: бланки отчетов, кодификаторы, справочники
Типовые формы договоров
Бизнес-предложения украинских и иностранных компаний


ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА И КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА В УКРАИНЕ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ. МЕТОДЫ ПОИСКА, ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ

на главную страницу

Безопасность и информация – два кита, на которых зиждется эффективное ведение бизнеса

1. Понятие и задачи конкурентной разведки, основные формы обеспечения безопасности бизнеса
2. Методы поиска (сбора), анализа и оценки полученной информации.
3. Основные направления реализации информации.
4. Вопросы законодательного урегулирования.

1. Понятие и задачи конкурентной разведки, основные формы обеспечения безопасности бизнеса.

В настоящее время в Украине, да и в странах эксСССР нет четкой дефиниции понятия “конкурентная разведка”, данное понятие отождествляется с понятиями: "деловая разведка", "бизнес-разведка", промышленный и коммерческий шпионаж.

Необходимо отметить, что конкурентная разведка по своей форме, содержанию и применяемых методах отличается от промышленного и коммерческого шпионажа. И это отличие заключается в первую очередь в соблюдении законов и подзаконных нормативных актов в первом случае и нарушениях действующего законодательства - во втором.

В тоже время, в США и странах Европы данное понятие существует давно и имеет свое название - competitive intelligence.

Принимая во внимание, что данная статья является сугубо практическим пособием для предпринимателей, руководителей коммерческих структур и иных лиц, проявляющих интерес к данной сфере, я не буду вдаваться в теоретические трактовки понятия, а ограничусь лишь определением - под конкурентной разведкой следует понимать деятельность отдельных лиц и сообществ, направленную на поиск, анализ, систематизацию и оценку информации, представляющей бизнес-интерес в условиях рыночной конкуренции.

В целом конкурентная разведка представляет собой комплексную систему гласных и негласных мероприятий, применяемою с помощью различных средств и современных технологий.

В нынешних условиях конкурентной борьбы, функционирования множества субъектов хозяйствования, конкурентная разведка является инструментом предотвращения возможных финансовых и иных рисков в ходе финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций, а также частного бизнеса.

Основными задачами конкурентной разведки являются:

1. исследования в отрасли изучения (комплексного анализа) финансово-хозяйственной деятельности предприятия-конкурента, включая управленческую сферу (принятие и выполнение решений, кадровый менеджмент, механизм прохождения внутренней информации, структура управления прочее);

2. исследование внутренних и внешних ринков товаров (услуг); анализ порядка взаимодействия с покупателями и поставщиками, а также методы продаж; изучение других вопросов, которые имеют значение для успешной реализации и продвижения товаров (услуг) на внутреннем и внешним рынках с целью получения максимальной прибыли;

3. установление обстоятельств недобросовестной конкуренции со стороны других фирм;

4. рассмотрение фактов неправомерного использования товарных (фирменных) знаков предприятия;

5. сбор информации о лицах (контрагентах), заключивших с предприятием контракты с целью предотвращения возможных финансовых рисков, мошенничеств с их стороны;

6. выявление некредитоспособных и ненадежных деловых партнеров;

7. предоставление руководству фирмы необходимой информации при проведении деловых переговоров;

8. сбор иной информации маркетингового характера. Именно этим, собственно, на Западе занимается большинство специалистов в сфере конкурентной разведки, тогда как в Украине этот вид деятельности только зарождается.

Дополнительными задачами, подлежащими решению, являются:

1. консультирование и предоставление рекомендаций руководству и персоналу фирмы по вопросам обеспечения безопасности бизнеса в целом, и отдельных акций;

2. изучение криминальных аспектов рынка, состояния и влияния теневой экономики на рынок;

3. расследование фактов разглашения коммерческой тайны и конфиденциальной информации субъекта хозяйствования;

4. обеспечение необходимого уровня безопасности в местах проведения фирмой конфиденциальных, представительских и массовых мероприятий;

5.работа с персоналом, имеющим доступ к коммерческой тайне, сотрудниками, родственники которых работают у конкурентов; ранее судимыми; уволившимися с предприятия, иными категориями лиц;

Основные формы обеспечения безопасности бизнеса.

Как и любая деятельность, конкурентная разведка осуществляется в нескольких формах, имеющих,

конечно, свою специфику. Следует отметить, что конкурентная разведка (контрразведка) есть составляющей, а зачастую воспринимаемая и как синоним экономической (бизнес) безопасности.

Итак, к первой форме необходимо отнести так называемую “конкурентную профилактику” - то есть превентивную деятельность в виде комплекса мероприятий, направленных на предупреждение вытока конфиденциальной и иной информации, включая коммерческую тайну субъекта предпринимательской деятельности, обеспечения режима секретности функционирования субъекта, включая управленческую сферу, производственных секретов, направлений реализации продукции, взаимоотношений с деловыми партнерами, контрагентами прочее.

Основными мероприятиями, проводимыми в ходе профилактики, являются охранно-режимные мероприятия, защита информации на каких либо носителях, обеспечение защиты линий связи и компьютерной техники, несанкционированного доступа в помещения прочее.

Вышеуказанные мероприятия носят контрразведывательный характер и должны применятся комплексно с использованием технических средств защиты помещений и информации (охранно-пожарная сигнализация, специальные технические средства защиты информации и несанкционированного доступа).

Необходимо отметить, что безопасность в целом, как система мер, требует обеспечения необходимого уровня защищенности по ряду направлений:

  • · защита от нарушений закона;
  • · защита от недобросовестной конкуренции;
  • · защита от преступных посягательств;
  • · защита от произвола и своеволия контролирующих и правоохранительных органов прочее.

Эти направления реализуются на участках: производственной и коммерческой деятельности; информационного обеспечения; кадрового обеспечения; страхования и других направлений.

Зарубежные специалисты к числу наиболее вероятных каналов утечки конфиденциальной информации относят следующие:

  • совместную деятельность с другими фирмами;
  • проведение переговоров;
  • экскурсии и посещения фирмы;
  • рекламу, публикации в печати, интервью для прессы;
  • консультации специалистов со стороны, получающих доступ к документации и производственной деятельности фирмы;
  • фиктивные запросы о возможности работы в фирме, заключения с ней сделок, осуществления совместной деятельности;
  • рассылку отдельным сотрудникам фирмы различных анкет и вопросников под маркой научных или маркетинговых исследований;
  • частные беседы с сотрудниками фирмы, навязывание им незапланированных дискуссий по тем или иным проблемам.

Как уже отмечалось, функция профилактики является неотъемлемой составляющей комплексного обеспечения безопасности бизнеса и потому требует более широкого освещения.

Второй формой конкурентной разведки есть непосредственно “разработка интересующего субъекта” - комплекс поисковых, разведывательных мероприятий, направленных на получение необходимых данных и информации (фактуры), представляющей интерес для эффективного ведения бизнеса.

Данную форму необходимо рассмотреть более подробно, т.к. она является основной в системе безопасности бизнеса.

Основные фигуранты, подлежащие разработке:

  • субъекты хозяйствования и частные лица, составляющие конкуренцию предприятию;
  • деловы партнеры (контрагенты, клиенты);
  • сотрудники фирмы.

Цели проведения разработки фигурантов могут быть различными: от выявления некредитоспособных партнеров, неблагонадежных сотрудников до компрометации и подрыва делового имиджа конкурента.

В ходе разработки устанавливаются следующие сведения:

Сведения о предприятиях всех форм собственности (конкурентах, контрагентах)

  • официальные данные о руководителях и учредителях;
  • юридический и фактический адреса, телефоны;
  • обслуживающие банки, расчетные и валютные счета;
  • данные об участии руководителей и учредителей в руководстве и учредительстве других
  • предприятий;
  • реквизиты государственной регистрации;
  • филиалы и их местонахождение прочее.


Сведения о физических лицах (руководящем составе, учредителях предприятий, частных лицах)

  • адресные, анкетные и паспортные данные;
  • данные о привлечении к уголовной ответственности;
  • психологические особенности личности;
  • характеристика деловых контактов и влиятельных родственных связей;
  • наличие и характер связей в бизнес среде, деловых и политических кругах, лоббировании
  • интересов прочее;
  • деловые зарубежные контакты.

Сведения о надежности делового партнера, контрагента

  • налоговая, бухгалтерская и кредитная дисциплина, финансово-экономические показатели
  • деятельности бизнес-партнера в динамике;
  • оценка практики партнерских отношений в прошлом;
  • роль конкретных лиц из числа политических и деловых кругов, оказывающих содействие либо
  • представляющих интересы предприятия;
  • перепроверка достоверности коммерческой информации, предоставляемой контрагентом или бизнес - партнером.


Сведения о конкретных секторах экономики как в Украине та и иных странах

  • распределение влияния финансовых и политических субъектов;
  • характер и особенности конкуренции, возможные акции потенциальных конкурентов;
  • интересы иностранных инвесторов, в том числе потенциальных, иных лиц прочее.

Подводя итог, можно сделать вывод, что информация представляющая интерес в ходе разработки (при поиске (сборе) и анализе), условно делится на две группы:

К первой следует отнести сведения коммерческого характера:

  • уставные документы фирмы;
  • сводные отчеты по финансовой деятельности фирмы (ежемесячные, квартальные, годовые, за несколько лет);
  • кредитные договоры с банками;
  • договоры купли и продажи;
  • сведения о перспективных рынках сбыта, источниках средств или сырья, товарах, о выгодных
  • партнерах;
  • любая информация, предоставленная партнерами, если за ее разглашение предусмотрены штрафные санкции.
  • данные о конкурентах, их слабые и сильные стороны;
  • условия финансовой деятельности;
  • технологические секреты;
  • меры, предпринимаемые конкурентами в отношении своих противников;
  • данные о потенциальных партнерах, проверка их на недобросовестность;
  • информация о месте хранения грузов, времени и маршрутах их перевозки;
  • выявление уязвимых звеньев среди сотрудников;
  • выявление лиц, перспективных для вербовки путем подкупа, шантажа или иного метода;
  • связи и возможности руководства;
  • выявление круга постоянных посетителей.

Ко второй – сведения личного характера (так называемые персонифицированные,

социально-психологические и иные характеристики личности):

  • анкетные, адресные и др. персонифицированные данные;
  • уклад личной жизни руководителя и членов его семьи;
  • расписание и адреса встреч - деловых и личных;
  • данные о размерах финансового благополучия;
  • информация о человеческих слабостях;
  • пагубные пристрастия;
  • вредные привычки;
  • сексуальная ориентация;
  • данные о друзьях, подругах, местах проведения досуга, способах и маршрутах передвижения;
  • информация о местах хранения ценностей;
  • факты супружеской неверности;
  • проблемы “отцов и детей”;
  • источники доходов, в том числе скрытые прочее.

2. Методы поиска, анализа и оценки полученной информации.

Под методами следует понимать те конкретные способы и приемы (мероприятия), предпринимаемые для получения и последующего анализа и оценки информации, исходя из целей и задач разработки.

Источники получения информации:

1. Государственные органы:

Органы государственной налоговой службы (информация о госрегистрации, наименовании, юридическом и фактическом адресах предприятий и лиц занимающихся частным предпринимательством, коды, идентификационные номера, размеры уставного фонда и соучредители, их доля в уставном фонде, местонахождение филиалов, расчетные счета в банках и прочая информация, необходимая для комплексного изучения фигуранта).

Например: из формы № 8ДР, подаваемой субъектами хозяйствования ежеквартально в ГНИ по месту регистрации, можно получить информацию о персонифицированном составе сотрудников с их анкетными данными.

2.Правоохранительные органы (МВД, СБУ и др.).

Следует отметить, что базы данных вышеуказанных органов (“Орион”, “Скорпион” и др.) содержат в себе кроме общей информации еще и компрометирующие данные, в том числе связи интересующих лиц, факты привлечения к уголовной или административной ответственности, также не безынтересной будет информация о зарегистрированном транспорте, оружии прочее.

3. Органы государственной статистики (кроме информации общестатистического характера особую ценность представляют сведения о балансе предприятия, активах и его акционерах).

4.К иным источникам информации следует отнести органы государственной исполнительной власти, Государственную таможенную службу (наличие связей с зарубежными партнерами, объемы поставок, экспортно-импортные операции прочее), Антимонопольный комитет, Общество защиты прав потребителя, прочее.

Следует отметить, что использование информации государственных органов, т.к. их список и соответственно накапливаемую у них информацию можно продолжать долго, осуществляется исходя из поставленных задач и наличия определенных возможностей.

5. Коммерческие структуры (банки, контрагенты, деловые партнеры прочее) – любая информация коммерческого и личного характера.

6. Физические лица (действующие либо бывшие сотрудники разрабатываемого предприятия, родственники, друзья, знакомые и иные связи, в т.ч. неформальные либо скрываемые (например - любовница).

Круг источников информации не является исчерпывающим, в связи с чем, исходя из поставленных задач, могут быть привлечены и иные как физические, так и юридические лица.

Основные методы поиска (сбора), анализа и оценки информации*:

1. Негласные, в том числе зашифрованные (без указания реальной цели) опросы либо беседы с потенциальными источниками информации;

2. Проведение установок по месту функционирования субъекта хозяйствования либо по месту жительства разрабатываемого лица (осуществляется путем зашифрованного посещения (например, под видом потенциального покупателя), где в ходе непосредственного визуального наблюдения, бесед, изучения документов (типовых договоров, прайсов прочее) устанавливаются сведения коммерческого и личного характера;

3. Негласное визуальное наблюдение за помещениями офисов, разрабатываемыми лицами;

4. Использования специальных технических средств прослушивания помещений, негласное снятие информации с каналов связи, офисной и компьютерной техники прочее;

5. Так называемые “оперативные закупки” товаров, предоставляемых услуг;

6. Проведение анкетирования сотрудников фирмы под видом маркетинговых исследований;

7. Привлечение к негласному сотрудничеству (вербовка) сотрудников фирмы либо внедрение своего источника информации (как правило, к такому сотрудничеству привлекаются лица имеющие доступ к конфиденциальной информации (административный аппарат, бухгалтерия, учетные работники), но также может быть использован и технический персонал – например уборщица, которая, имея доступ в служебные помещения офиса ознакамливается с документами, деловыми бумагами, оставленными на рабочих местах, изучает так называемый “мусор” - черновики, записки прочее;

8. Мониторинг СМИ, Интернет, позволяющий получить различную информацию, начиная от выпускаемой либо реализуемой продукции, до вакансий на разрабатываемом предприятии;

9. Проведение мероприятий методом так называемого “личного сыска” - т.е. комплекса мероприятий (опрос, наблюдение, негласный осмотр) в местах функционирования субъекта, реализации его продукции, при проведении выставок, конференций, семинаров прочее).

*Следует отметить, что перед использованием указанных методов необходимо определиться в целесообразности их использования с точки зрения законности.

В то же время, 90% информации, представляющей интерес, получается непосредственно путем негласного визуального наблюдения и с помощью специальных технических средств.

Профессионально осуществлять указанные мероприятия могут лишь специалисты, имеющие определенные навыки, соответствующий уровень технической подготовки и владеющие приемами конспирации.Самостоятельное использование названных методов может привести к расшифровке проводимой разработки с последующим конфликтом с трудно прогнозируемыми последствиями.

Анализ и оценка полученной информации

Анализируя полученную информацию, устанавливается в первую очередь ее полнота и степень ее достоверности; из каких источников она получена; не является ли она дезинформацией. Оценивая достоверную и полную информацию, намечаются пути ее дальнейшего использования (реализации).

3.Основные направления реализации информации

Дальнейшая реализация полученной информации осуществляется исходя из задач, рассмотренных в

главе первой данного пособия.

Основными направлениями реализации полученной информации могут быть:

1. Ограничение функционирования конкурента на рынке, дестабилизация его деятельности, снижение уровня рентабельности прочее;

2. Компрометация и дискредитация субъекта хозяйствования перед органами власти и управления, общественными организациями, деловыми партнерами, контрагентами, сотрудничающими структурами, банками, фондами, прочее;

3. Подрыв имиджа и деловой репутации, создание негативного общественного мнения деловых кругов относительно конкурента посредством использования возможностей средств массовой информации;

4. Использование компрометирующей либо иной информации о фактах правонарушений конкурента для негласного и зашифрованного инициирования проверок контролирующих либо правоохранительных органов (например, установление факта несоответствия юридического и фактического адресов фирмы, является основанием для проведения внеплановой проверки и отмены государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности).

5. Использование полученной информации для решения вопросов в порядке гражданского либо уголовного судопроизводства, обеспечения исков при рассмотрении дел в судах, при исполнительном производстве прочее.


4. Вопросы законодательного урегулирования

Следует напомнить, что осуществление мероприятий по обеспечению безопасности бизнеса зачастую может быть воспринято как проведение оперативно-розыскной деятельности, проводить которую, согласно Закона Украины “Об оперативно-розыскной деятельности” от 18.02.1992 г. (ВВС, 1992, №22, ст.303) с соответствующими изменениями и дополнениями могут лишь субъекты, указанные в ст. 5 данного Закона. При этом перечень субъектов есть исчерпывающим, а проводить оперативно-розыскную деятельность другими юридическими и физическими лицами запрещается.

В то же время, во-первых, действующим Уголовным кодексом Украины предусмотрено уголовную ответственность за незаконный сбор с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую тайну (ст. 231 УК Украины), а также за разглашение коммерческой тайны (ст. 232 УК Украины).

Во-вторых, уголовная ответственность также предусмотрена за незаконное использование специальных технических средств негласного получения информации (ст. 359 УК Украины), нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной или иной корреспонденции, которые передаются средствами связи или через компьютер (ст. 163 УК Украины), нарушение неприкосновенности частной жизни, в частности путем незаконного сбора конфиденциальной информации о лице без согласия последнего (ст. 182 УК Украины), незаконное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин (компьютеров), систем и компьютерных сетей (ст. 361 УК Украины), хищение компьютерной информации (ст. 362 УК Украины).

Учитывая вышеизложенное, в условиях законодательного вакуума относительно частной сыскной деятельности и отсутствия законодательного урегулирования в вопросах обеспечения безопасности бизнеса коммерческих структур, перед проведением каких либо мероприятий, рекомендуется вспомнить фразу незабвенного Остапа Бендера, - “…я чту Уголовный кодекс”.




Copyright © 2001—2018 «УКРБИЗНЕСКОНСАЛТ»

Использование материалов, опубликованых на сайте УБК® разрешается с обязательным помещением ссылки на сайт