В отличие от действующего законодательства, в разделе І Налогового кодекса Украины приведено определение термина «маркетинговые услуги (маркетинг)». Так, маркетинговыми есть услуги, которые обеспечивают функционирование деятельности налогоплательщика в сфере изучения рынка, стимулирование сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управлении движения продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажного обслуживания потребителя в пределах хозяйственной деятельности такого налогоплательщика. К маркетинговым услугам относятся, в частности, услуги по размещению продукции налогоплательщика в местах продажи, услуги по изучению, исследованию и анализу потребительского спроса, внесение продукции (работ, услуг) налогоплательщика к информационным базам продажи, услуги по сбору и распространению информации о продукции ( работы, услуги).
Нововведением Налогового кодекса Украины есть отдельная норма о том, что налогоплательщик имеет право на учет в налоговом учете расходов, подтвержденных документами, составленными нерезидентами согласно правилам других стран.
Налоговый кодекс не содержит ограничений относительно учета расходов на приобретение горюче-смазочных материалов для легковых автомобилей и оперативную аренду легковых автомобилей при определении объекта налогообложения, расходов на гарантийный ремонт и замену бракованного товара, условия которого опубликованы продавцом товара. Снято существовавшее ограничение (5% от суммы валовых расходов за отчетный налоговый период) в отношении расходов по страхованию, которые учитываются при определении объекта налогообложения, кроме страхования рисков, связанных с производством национальных фильмов, возведение которой разрешается учитывать в размере не более 10% стоимости производства такого фильма. Изменен размер ограничения на добровольное перечисление средств бюджетам или неприбыльным учреждениям: вместо от 2 до 5% налогооблагаемой прибыли предыдущего года установлен размер, не превышающий 4% такой прибыли.
Нормой пп. 140.1.7 Налогового кодекса Украины предусмотрено увеличение суммы командировочных из ЗО грн. в сутки, как на сегодня, до 0,2 размера минимальной заработной платы, который действовал для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, в расчете на сутки, а для командировок за границу - не выше 0,75 размера минимальной заработной платы, действовал для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, в расчете на сутки.
При этом сумма суточных определяется в случае командировки в пределах Украины и стран, въезд граждан Украины на территорию которых не требует наличия визы (разрешения на въезд), - согласно приказу о командировке и соответствующими первичными документами. По действующему законодательству основанием для признания расходов на такую ??командировку были отметки стороны, отправляющей и принимающей стороны, на удостоверении, однако Кодексом не предусматривается наличие таких отметок как обязательного элемента для учета расходов на такую командировку. Нововведением Налогового кодекса Украины является тот факт, что расходы могут быть подтверждены, в частности, электронными билетами.
В Налоговом кодексе разрешено учитывать в налоговом учете расходы на обучение и / или профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации физических лиц в иностранных учебных заведениях, если наличие сертификата об образовании в таких заведениях является обязательным для выполнения определенных условий ведения хозяйственной деятельности.
В отличие от действующего законодательства, Налоговым кодексом предусмотрено, что налогоплательщики - лицензиаты по производству электрической и / или тепловой энергии, использующие для производства электрической и / или тепловой энергии угля и / или мазут, в себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в течение года до прямых материальных затрат вместо стоимости израсходованного в технологическом процессе угля и / или мазута включается сумма резерва запаса топлива (угля и / или мазута), который создается для бесперебойного снабжения электрической энергией потребителей.
Сумма резерва запаса топлива определяется плательщиком самостоятельно ежемесячно на основе средне-месячной стоимости приобретенного топлива (угля, мазута) за предыдущий год, но не менее фактической стоимости приобретенного в течение текущего месяца топлива (угля, мазута). В конце отчетного года создан резерв корректируется на стоимость затраченного в технологическом процессе топлива (угля, мазута), а именно:
-
если фактическая стоимость израсходованного в технологическом процессе топлива (угля, мазута) о-ние отчетного года больше суммы начисленного за отчетный год резерва, то себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг увеличивается на сумму разницы между стоимостью затраченного в технологическом процессе топлива и начисленного резерва по результатам отчетного года;
-
если фактическая стоимость израсходованного в технологическом процессе топлива (угля, мазута) в течение отчетного года меньше суммы начисленного за отчетный год резерва, то себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг уменьшается на сумму разницы между стоимостью затраченного в технологическом процессе топлива и начисленного резерва по результатам отчетного года.
Кроме того, Налоговый кодекс предусматривает, что налогоплательщики - лицензиаты по передаче и / или поставке электрической и / или тепловой энергии в отчетном налоговом периоде в себестоимость реализации электрической и / или тепловой энергии, оказание услуг по передаче и / или поставке электрической и / или тепловой энергии также включают фактически понесенные в таком отчетном периоде расходы по приобретению электрической и / или тепловой энергии.
Следует обратить внимание, что согласно п. 7 подразделе. 4 «Особенности взимания налога на прибыль предприятий» разд. XX Налогового кодекса Украины расходы не определяются относительно товаров (результатов работ, услуг), полученных (предоставленных) после 01.04.11 г., в части стоимости таких товаров (работ, услуг), оплаченной в виде авансов (предоплаты) до такой даты, в случае если такие авансы были учтены налогоплательщиком в составе валовых расходов на дату их оплаты, а также в период пребывания на упрощенной системе налогообложения.
Для плательщиков налога на прибыль, перешедшие с упрощенной системы налогообложения на общую, одновременно с признанием доходов от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на общей системе налогообложения в состав расходов включается себестоимость таких товаров, работ, услуг, сложившейся в период пребывания такого плательщика на упрощенной системе налогообложения, пропорционально сумме признанных доходов.
Кроме того, согласно п. 13 подраздел. 4 «Особенности взимания налога на прибыль предприятий» разд. XX Налогового кодекса Украины временно, до 01.01.14 г., датой увеличения доходов предприятий ЖКХ от предоставления жилищно-коммунальных услуг является дата поступления средств от потребителя на банковский счет или в кассу налогоплательщика. При этом предприятия ЖКХ в составе себестоимости реализации жилищно-коммунальных услуг признают расходы на приобретение товаров, работ, услуг на сумму фактически уплаченных за них денежных средств. Другие расходы признаются в общем порядке в соответствии с нормами гл. III Налогового кодекса Украины.