UBC
 "UBC" - Консалтинговая компания №1 в Украине!

КИК в Украине. Контролируемые иностранные компании. Налоги для КИК. Правила СFC

Регистрация предприятий, готовые компании

Регистраций компаний за границей, недвижимость

Строительные лицензии

Финансирование строительного бизнеса

Ценные бумаги, КУА, ПИФ

Налоговое планирование

Финансовые компании

Деловая информация

Аудит и бухгалтерия

Покупка-продажа бизнеса

Компании для экспорта / импорта

Substance для оффшора
Веб-сайт для оффшора
Cтоимость услуг UBC



Контролируемые иностранные компании в Украине - с 22 мая 2022 года Президент Украины таки подписал Закон 466-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины», также известный как Законопроект 1210. Закон 466-IX вводит пакет поправок в законодательство, направленных на приведение украинского законодательства в соответствие с соглашениями BEPS / MLI, участником которой является и Украина. Подробнее о BEPS в Украине читайте в нашем обзоре.

Отметим, что в 2022 году ни одна из предложенных правок фактически не работает в полную силу, как правило или не утверждены определенные формы, или не разработан порядок проверки, или не определен орган, который ответвенен за выполнение, или срок действия и применения правок еще наступил. В целом, в 2022 году для бенефициаров из Украины пока нет никаких изменнений по сравнению с прошлыми годам, но через 2-3 год ситуация действительно может измениться.

Агресивное налоговое планирование, направленое на законное "разрушение" налоговой базы и смещение прибыли в низконалоговые юрисдикции, или на английском звучит как Base Erosion and Profit Shifting (BEPS) стало причиной обновлении налогового законодательства во многих странах из-за того, что многонациональные предприятия эксплуатируют разрывы и несоответствия между налоговыми системами разных стран. Более высокая зависимость развивающихся стран от корпоративного подоходного налога означает, что они несоразмерно страдают от BEPS. В рамках этого пакета, помимо прочего, в украинское законодательство также введены правила о контролируемых иностранных компаниях (КИК).

Правила о контролируемых иностранных компаниях в Украине, внедренные Законом 466-IX, во многом аналогичны правилам КИК (CFC) в большиинстве других стран.

Налоговое законодательство многих стран, включая Соединенные Штаты, обычно не облагает налогом акционера (владельца) предприятия до тех пор, пока прибыль не будет распределена в виде дивидендов. До появления первых правил США по КИК компании, которые котируются на фондовой бирже, использовали схему оптимизации путем создания иностранных дочерних компаний в оффшорных зонах и переносили прибыль в эти дочерние компании. Такой транзитный доход включал инвестиционный доход (проценты и дивиденды) и пассивный доход (арендная плата и роялти), а также доход от продаж и услуг с участием связанных сторон . Налог на эту прибыль в США не применялся до тех пор, пока страна-налоговая гавань не выплатила дивиденды американской акционерной компании. Выплаты дивидендов можно было затягивать неопределенный срок, выдав вместо них кредит акционеру без фактической выплаты дивидендов, поскольку проценты по кредитам могут быть вычтены, а такие выплаты процентов не будут считаться доходом.В результате в налоговом законодтельстве США о CFC (КИК) появился подраздела F, а затем аналогичныхе нормы по контролируемым иностранным компаниям возникли в налоговом законодательстве других стран. В 2022 году очередь дошла и до Украины.

В соответствии с законопроектом любая иностранная компания признается контролируемой, если ее контролирует налоговый резидент Украины (как физическое, так и юридическое лицо) на 50% и более. Также контролируемой иностранной компанией в Украине будет считаться компания, доля собственности в которой превышает 10, если совокупная доля владения украинскими бенефициарами превышает 50%, и если фактическими контролерами являются резиденты Украины. Под фактическими контролерами понимаются, в частности, лица, которые отдают обязательные распоряжения иностранному руководству компании, которые используют токен интернет-банка и другие лица.

Такие контролирующие лица обязаны представить украинским налоговым органам уведомление о факте их контроля над иностранной компанией. Уведомление о КИК представляется налогоплательщиком одновременно с подачей декларации о доходах и имуществе. Наряду с подачей уведомления украинские резиденты обязаны представлять неконсолидированные налоговые отчеты иностранной компании, подготовленные в соответствии с МСФО, независимо от того, предусматривают ли законы страны регистрации компании требования для их подготовки. Если налоговая инспекция сомневается в правильности составленных отчетов, налоговая инспекция имеет право запросить аудиторский отчет таких отчетов, и заключение не должно содержать квалификации (квалифицированного заключения) или отказа в выдаче аудиторского заключения.

Уже сейчас мы можем рекомендовать подготовку к тому, что компании, контролируемые с территории Украины, должны будут пройти аудит по инициативе налоговой Учитывая тот факт, что многие структуры были созданы очень давно, проведение аудита предыдущих периодов может быть чрезвычайно проблематичным, и если аудитор не может подтвердить остатки, включенные в текущий период, он автоматически сделает соответствующую оговорку в вывод, который позволит снизить стоимость такого аудита для украинского налогоплательщика до нуля.


Представление уведомления в налоговую инспекцию и представление отчетов является обязательным для всех контролирующих лиц в отношении всех контролируемых компаний и структур без юридического лица (например, трастов и некоторых фондов). После подачи уведомления с отчетностью прибыль иностранной компании включается в налоговую базу контролирующего лица - физического или юридического лица, налогового резидента Украины.

Контролируемая иностранная компания в Украине Controlled Foreign Corporation (CFC или КИК) - это иностранная компания, акции которой принадлежат налоговым резидентам этой страны. КИК правовая структура, применяемая налоговыми органами разных стран и описывающая юридическое лицо, которое действует в одной стране (юрисдикция), но принадлежит или контролируется налоговыми резидентами другой страны (юрисдикция). Законодательство о контролируемых иностранных компаниях было введено во многих странах для предотвращения уклонения от уплаты налогов оффшорными компаниями, созданными в юрисдикциях с минимальным налогообложением, например, в налоговых убежищах. Конечно, нет ничего незаконного в том, чтобы владеть акцией в иностранном юридическом лице, но правительства многих стран требуют, чтобы владелец (бенефициар) такой компании декларировал существование таких компаний и уплачивал налоги на них. Законодательство о контролируемых иностранных компаниях (в сочетании с соглашением об избежании двойного налогообложения или безналоговой юрисдикцией) иногда означает, что компания облагается налогом только в одной юрисдикции.

Если контролирующим лицом иностранной компании является физическое лицо-резидент Украины, то такое лицо будет обязано уплачивать подоходный налог с физических лиц из скорректированного дохода контролируемой иностранной компании по ставке 9% / 18% и оборонный сбор в размере ставка 1,5%. Подоходный налог с населения по ставке 9% уплачивается, если доход получен в виде дивидендов от иностранной компании на счет, открытый контролирующим лицом в украинском банке. Если прибыль остается нераспределенной, подоходный налог с населения должен уплачиваться по ставке 18%. Таким образом, если контролируемая иностранная компания, 100% которой принадлежит физическому лицу - налоговому резиденту Украины, на конец 2022 года (первый отчетный период) сохранила прибыль в размере 3 000 000 долларов США (, то бенефициар такой компании, сообщив о КИК, должен будет уплатить в украинский бюджет 585.000 долларов налогов, если не докажет, что такой доход должен быть освобожден от налогообложения в Украине. Точнее доказывать вероятно уже будет потом, за счет будущих периодов - практика показывает, что обычно налоговая сразу начисляет сумму налога, а в случае несогласия налогоплательщик имеет право на защиту своих интересов в украинском суде - ведь практика многих других стран, например, налогообложения дивидендов в Мальте, аналогична: налогоплательщику предоставляется право на возрат 5/6 уплаченного налога, если он докажет что, такая прибыль попадает под льготы. Но сначала платится полная сумма. Европейский прицип.

Существует довольно много "теоретических" оснований для освобождения от налогообложения прибыли КИК в Украине. Ключевым является уплата значительных налогов на прибыль контролируемой компании в стране ее налогового резидентства, а также размер прибыли ниже установленных законом порогов. Тем не менее, обязательство подать уведомление и отчетность остается. Отдельно следует отметить, что существует возможность признания иностранной компании налоговым резидентом Украины, в вслучае если компания контролируется и управляется с рездентами Украины с территории Украины..

За несоблюдение положений закона, касающихся подачи уведомлений о КИК в будущем (с 2023 года) предусмотрены штрафы, в частности, за непредоставление уведомления о КИК, штраф в размере 100 минимальных заработных плат предусмотрен для каждой контролируемой иностранной компании или структуры без юридического лица. и сокрытие контролируемой структуры в уведомлении КИК может привести к штрафу до 1000 минимальных зарплат.

Важно отметить, что законодательства и правила налогобложения КИК относятся только к налоговым резидентам Украины

Определение статуса резидента Украины для целей КИК

В соответствии с пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса в целях налогообложения нерезидентом считается физическое лицо, не являющееся резидентом. Физическое лицо — резидент — это физическое лицо, имеющее место жительства в Украине.

В случае если физическое лицо имеет место жительства также в иностранном государстве, оно считается резидентом, если такое лицо имеет место постоянного жительства в Украине; если лицо имеет место постоянного жительства также в иностранном государстве, оно считается резидентом, если имеет более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине. В случае если государство, в котором физическое лицо имеет центр жизненных интересов, нельзя определить или если физическое лицо не имеет места постоянного жительства ни в одном из государств, оно считается резидентом, если находится в Украине не менее 183 дней (включая день приезда и день отъезда) в течение периода или периодов налогового года.

При этом в соответствии с пп. 34.1.4 п. 34.1 ст. 34 Налогового кодекса четко установлено, что налоговым периодом является, в частности, календарный год.

Также согласно пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса достаточным (но не исключительным) условием определения места нахождения центра жизненных интересов физического лица является место постоянного жительства членов его семьи или его регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Если невозможно определить резидентский статус физического лица, используя предыдущие положения этого подпункта, физическое лицо считается резидентом, если оно является гражданином Украины.

Если вопреки закону физическое лицо — гражданин Украины имеет также гражданство другой страны, то в целях обложения этим налогом такое лицо считается гражданином Украины, не имеющим права на зачет налогов, уплаченных за рубежом, предусмотренного указанным Кодексом или нормами международных соглашений Украины.

Если физическое лицо является лицом без гражданства и на него не распространяются положения абзацев первого — четвертого этого подпункта, то его статус определяется согласно нормам международного права.

Достаточным основанием для определения лица резидентом является самостоятельное определение им основного места жительства на территории Украины или его регистрация как самозанятого лица - субьекта предпринимательской деятельностии (ФОП).

Відповідно до пп. «в» пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 розділу І Податкового кодексу України № 2755-VI (далі – ПКУ), фізична особа - резидент - це фізична особа, яка має місце проживання в Україні.
У разі якщо фізична особа має місце проживання також в іноземній державі, вона вважається резидентом, якщо така особа має місце постійного проживання в Україні; якщо особа має місце постійного проживання також в іноземній державі, вона вважається резидентом, якщо має більш тісні особисті чи економічні зв’язки (центр життєвих інтересів) в Україні. У разі якщо державу, в якій фізична особа має центр життєвих інтересів, не можна визначити, або якщо фізична особа не має місця постійного проживання у жодній з держав, вона вважається резидентом, якщо перебуває в Україні не менше 183 днів (включаючи день приїзду та від’їзду) протягом періоду або періодів податкового року.
Достатньою (але не виключною) умовою визначення місця знаходження центру життєвих інтересів фізичної особи є місце постійного проживання членів її сім’ї або її реєстрації як суб’єкта підприємницької діяльності.
Якщо неможливо визначити резидентський статус фізичної особи, використовуючи попередні положення цього підпункту, фізична особа вважається резидентом, якщо вона є громадянином України.

Законодательство о контролируемых иностранные компании во многих странах достаточно строгое и усложняет эффектвное использование оффшорной компании в бизнесе. Законодательство других стран направлено на лиц, владеющих офшорными компаниями, но предполагает более гибкий подход к контролируемым компаниям (особенно компаниями крупных транснациональных компаний).

Обычно законодательство КИК можно обойти, имея достаточное количество участников (как правило более 10) владеющих акциями компании, но необходимое количество значительно отличается от страны к стране. В некоторых юрисдикциях оффшорная компания должна иметь не менее 10 владельцев, чтобы считаться независимой и не имеющей контролирующих лиц, тогда как в других странах должно быть 20 и более таких владельцев. Кроме того, в некоторых странах, например. Австралия приняла перечень стран, компании которых будут считаться контролируемыми иностранными компаниями вне зависимости от количества акционеров. Как правило, это страны, в которых ставка налога на прибыль компании одинакова или ниже, чем в стране проживания акционера (участника) такой иностранной компании.

В некоторых случаях выгодно владеть контролируемой иностранной компанией, несмотря на то, что нужно платить налоги в стране контролирующего лица. Это может быть связано со значительно меньшими затратами на создание иностранной компании по сравнению с созданием местной компании, или потому, что компания, расположенная в определенной стране, считается более профессиональной и добросовестной, или выиграет от использования местных ресурсов и правовой системы другой страны (например Великобритании) по сравнению с родной страной контролирующего лица.

Новые принципы налоговых штрафов в Украине по Закону 466-IX

В письме Главного управления Государственной налоговой службы (ГНС) г. Киева сообщается о нововведениях, которые вступают в силу с 1 января 2022 года в связи с законом «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно совершенствования налогового администрирования», вступивший в силу 23 мая 2022 года. Устранение технических и логических несоответствий в налоговом законодательстве "№ 466-IX (он же закон "1210").

  • Штрафы за непредоставление налоговых отчетов в срок со 170 до 340 гривен были увеличены (статьи 117, 120 Налогового кодекса). За каждое такое повторное нарушение в течение года налагается штраф в размере 1020 гривен (эта норма действует с 23 мая 2022 года).
  • Штрафы за несвоевременную уплату налогов до 30 дней были снижены с 10% до 5%, через 30 дней - с 20 до 10% от суммы задолженности.
  • Отдельные штрафы вводятся в случае преднамеренного повторного нарушения в размере 25% от суммы просрочки до 90 дней, а за этот период - 50%.
  • Если есть хотя бы одно обстоятельство, смягчающее ответственность, сумма штрафа уменьшается на 50%.
    Налоговые уведомления-решения будут отправлены на адрес электронной почты, если есть заявление от предпринимателя или, если заявление не подано, заказным письмом по налоговому адресу.
    В случае подачи возражения на акт проверки он рассматривается комиссией ГНС в течение 10 рабочих дней, а не календарных дней, как это было раньше.
    Налогоплательщик обязан уплатить начисленную сумму штрафа в течение 10 рабочих дней после дня получения налогового уведомления-решения, если в течение этого периода он не начал процедуру обжалования.

Новая концепция уплаты налогов в Украине с 2022 года

Самым важным нововведением в отношении штрафов является принципиальное изменение самой сути ответственности налогоплательщика. Новая концепция предусматривает обязательный анализ и доказательство налоговыми органами намерения и вины налогоплательщика, которые привлекаются к финансовой ответственности, при условии, что в акте есть вина (за исключением небольшого списка исключений, где, в принципе, нет необходимости выяснять, имелось ли намерение).

Если были обстоятельства, смягчающие ответственность за нарушение, например, оно было совершено под принуждением, в связи с материальной, служебной или иной зависимостью, вследствие совпадения трудных личных или семейных обстоятельств или самого плательщика, уведомленного о преступлении, совершенном ему, сумма штрафа будет уменьшена вдвое.

Например, сейчас, если предприниматель на один день задерживает уплату налогов на сумму 10 000 грн, штраф составляет 1000 грн (10%). С 1 января за это нарушение будет налагаться штраф уже в размере 500 грн (5%), но если фискальные органы докажут, что это было умышленно, то сумма вырастет до 2500 грн (более чем на 90 дней). просрочка - 5000 грн). И наоборот, если не было намерения и установлены смягчающие обстоятельства, которые не позволили налогоплательщику своевременно произвести платеж, например, из-за сбоя в банковской системе, то штраф составит 250 грн (скидка 50%).

Отчетность КИК контролируемых иностранных компаний в Украина

С 1 января 2022 года в Украине могут быть введены специальніе отчеты по КИК (форма еще не утверждена) и в 2022 году будет первый отчетный период для налоговых резидентов Украины по таким компаниям (физических или юридических лиц), которые прямо или косвенно владеют не менее 25% или фактически контролируют контролируемую иностранную компанию (короче говоря, ХФУ) - иностранного юридического лица юридическое или юридическое лицо без статуса юридического лица. Исходя из данной нормы, два резидента Украины, владеющие 24.99% долей каждый в иностраной компании (суммарно 49.98% не обязаны подавать отчетность. Но отметим, что квалифиакционный % может измениться в ближайшие годы, исходя из опыта других стран, поэтому неободимо внимательно отслеживать все изменения после того, как закон КИК был принят в базовом виде.

Отчетность по КИК потребуется в большинстве остальных случаев, но дополнительный налог нужно будет платить только из нераспределенной прибыли КИК и при наличии множества критериев, которые необходимо изучить подробно (критерии тоже могут измениться, как произошло, например, в соседней Польше, когда первоначальный закон уставновил порог прибыли в 200.000 евро для целей налогового учета КИК и уплаты налогов, а через несколько лет данный порог был снижен до нуля), поэтому порого в 2.000.000 можем считать условным, применимым на ближайший полный бюджетный год, т.е. 2022 год.

Контролирующее лицо становится плательщиком подоходного налога КИК, который будет считаться налоговым резидентом Украины, которые являются прямыми или косвенными владельцами или контролерами КИК. В частности:

а) владеть долей иностранного юридического лица в размере> 50%, или

б) владеет долей в иностраной компании в размере> 10% при условии, что нескольким физическим и / или юридическим лицам-резидентам Украины принадлежат акции в такой иностранной компании, размер которых в совокупности составляет 50% и более , или

в) осуществляет фактический контроль над иностранным юридическим лицом.

Иностранное юридическое лицо с точки зрения нового законоа, это любое юридическое лицо (ассоциация) или организация, наделенное правом владеть активами, иметь права и обязанности и осуществлять деятельность от своего имени и независимо от учредителей, участников или формы собственности.

КИК с точки зрения нового украинского закондательства в своей форме также может быть иностранным лицом без статуса юридического лица (в дальнейшем именуемое КИК), которым может быть любое лицо, созданное на основании сделки или зарегистрированное в соответствии с законодательством иностранное государство без создания юридического лица, которое в соответствии с законодательством и / или документами, регулирующими его деятельность (личный закон), имеет право осуществлять деятельность, направленную на получение дохода (прибыли) в интересах его участников, партнеров, учредители, попечители или другие бенефициары.

Одним из основных источников неопределенности и противоречий будет проблема установления фактического контроля бенефциара над КИК. Считается, что лицо осуществляет фактический контроль над юридическим лицом, если оно обладает способностью оказывать существенное или решающее влияние на решение такого юридического лица заключать соглашения, распоряжаться активами и прибылью, прекращать деятельность независимо от юридического лица. Регистрация такого влияния и устанавливается на основании, в частности, но не исключительно, хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) предоставление обязательных инструкций руководящим органам юридического лица;

b) ведение переговоров о заключении сделок и согласование существенных условий таких сделок, которые впоследствии только официально утверждаются органами управления или осуществляются органами управления без дополнительного дополнительного согласования;

в) наличие доверенности на совершение значительных сделок от имени юридического лица, выданной на срок более одного года, но не предусматривающей предварительного одобрения таких сделок органами управления юридического лица ;

г) лицо с правом подписи по банковских счетах юридического лица или возможностью блокировать транзакции на таких счетах;

г) указание лица как учредителя (бенефициара, фактического бенефициара) юридического лица при открытии счетов в банках таким юридическим лицом

Признаки фактического контроля не распространяются на директоров (других должностных лиц) контролируемой иностранной компании и специалистов (например, действующих по доверенности в рамках договорных отношений) в области права, аудита, бухгалтерского учета, доверительного управления - т.е. всех лиц, действующих в интересах такого юридического лица в соответствии с профессиональными стандартами.

Штрафы по контролируемым иностранным компаниям в Украине

С 2023 года вводится штраф для налоговых резидентов Украины за не уведомление контролирующего лица налогового органа о приобретении / отчуждении доли или фактическом контроле над КИК в течение 60 дней. Размер штрафа в 300 раз превышает прожиточный минимум для трудоспособного человека за каждый такой факт. В 2022 и 2022 году штрафов за неуведомление о контролируемой иностранной компании в течение 60 дней действующее законодательство не предусматривает - таким образом еще есть время определиться с налоговым статусом и иностранными активами нынышним бенефициарам КИК.

Действующе законодательство о КИК предусматривает, что начиная с 2022 год налоговые резиденты должны сообщить надзорный орган (пока без штрафов за несвоевремнное уведомление):

  • О каждом прямом или опосредованном приобретении доли в иностранной компании или о начале фактического контроля над иностранным юридическим лицом, приводит к признанию контролирующего лица;
  • О создании, создание или приобретение прав собственности на долю в активах, доходах или доходах "образования" без юридического лица;
  • О каждом отчуждения доли в иностранной компании или прекращения фактического контроля над иностранным юридическим лицом, что приводит к потере признание контролирующего лица;
  • О ликвидации или отчуждения прав собственности на долю в активах, доходах или доходах "образования" без статуса юридического лица

Уведомление направляется надзорному органу в течение 60 дней со дня такого приобретения (начало фактического контроля) или отчуждение (прекращение фактического контроля). Форма и порядок направления уведомления будет утверждена Министерством финансов Украины. Это требование не применяется только в том случае, если CFC является публичной компанией

Украинскому бизнесу в ближайше время придется пережить серьезную трансформацию, которую ранее пережили владельці бизнеса из России в результате внедрения законодатльства о КИК, и, конечно же, сменить бенефициара структуры на гражданина страны или освобождное от подачи сведений о бенефициаре юридческое лицо, в которой правила КИК еще не действуют это один из вариантов решения вопроса. Каждой украинской компании нужно будет как можно скорее проанализировать существующие международные структуры, абсолютное большинство таких компаний должно будет внести в них изменения. Как показывает практика, накопленная при работе с российским законодательством о КИК, закон о КИК является существенным фактором, но можно продолжать работу с международными структурами в условиях его работы, именив структуру владения компанией, главное - грамотно подойти к вопросу реструктуризации и Помните, что не существует универсальных решений, так как они будут индивидуальными для каждого бизнеса.

Дополнительную информацию и консультации по имплементации КИК в отношении укранских предприятий, ООО, ТОВ, ПП, ПАТ с иностраными учредителями,  структуры владения оффшорными компаниями можете получить у наших специалистов онлайн:

Telegram, Viber, WhatsApp, Skype, Signal: +38 (066/073/095/098) 599-65-65
или email: kiev@ubc-offshore.com



::: Счет в Швейцарии :::
.::: VIP готовые компании Ltd в Европе::: .: Регистрация предприятия, ООО, ЧП :::
Откройте свой туристический бизнес - спрос на туристические услуги и потребность в отдыхе не зависят от состояния экономики. Получить лицензию с UBC на туристические услуги  туроператор - всегда просто! подробнее.::::::::::>
Строительные лицензии в Украине в 2022 .  Гарантия результата от "UBC" - это более 5000 полученных лицензий Минстроя и Госархстроинспекции Украины Вам нужно только выбрать интересующие Вас виды строительной деятельности остальное сделаем мы! подробнее .::::::::::> Начните Ваш успешный бизнес в Украине с нами! Мы знаем то что вам нужно - регистрация предприятия с UBC - это надежная основа для вашего бизнеса на долгие годы! С нами вы будете всегда зарабатывать больше и быстрее! подробнее .::::::::::>


Будем рады видеть Вас в числе наших постоянных клиентов! Успехов Вам в бизнесе!


Copyright © 2000—2022
ДП UBC OFFSHORE |   UBC





UBC® , UBC® , UBC OFFSHORE® являеются
зарегистрированным товарными знаками